| ![]() ![]() ![]() |
![]() Приветствую Вас Гость |
|
Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск |
Концептуальная идея и миссия ДДТ «Меруерт» на 2010-2015 годыПрежде чем написать программу развития, необходимо было определиться и очертить само понятие термина «развитие». Для этого был изучен большой пласт научной и философской мысли классиков и современных методологов: Щедровицкого Г.П. Мамардашвили М.К., Бахтина М.М., Смирнова С.А. и др. (см. список литературы).
Зачастую идея развития подменяется идеей прогресса и понимается как передача учебных знаний и их накопление. В таком ракурсе последующие поколения всегда будут «умнее предыдущих». Однако знания меняются, и сегодняшние знания завтра порой оказываются ложными. Во многих работах Бахтина М.М., Хайдеггера М., Щедровицкого Г.П. и других подчеркивается, что «развитие не тождественно прогрессу». «Прогресс характерен для системы в целом, тогда как развитие – это поиск новых форм бытия, нового опыта жизнедеятельности», который бывает как положительный, так и отрицательный. Процесс развития выглядит как перемещение акцентов, ракурсов, наведение фокуса зрения на проблемы. Это «процесс, в котором человек-субъект проектирует новые формы социальной жизни, находясь в проблемных ситуациях коллективного взаимодействия. В результате запуска этого процесса складывается пространство мышления и деятельности». «Развитие свершается только в момент рефлексии по поводу преодоления своей ущербности, своих проблем, кризисов». «Развитие предполагает особую практику вопрошания о собственных пределах, очерчивание границ собственного бытия, рефлексию, установку новых вех, раздвигающих и меняющих онтологический горизонт». Акт развития – это не завоевание культурных готовых форм, а создание новых средств и инструментов, ранее никогда не существовавших, завоевание пространства мышления и бытия. Ситуация развития предполагает прецедент выстраивания индивидуумом своей философии, концепции, своего мифа, отказ от некоторых прежних представлений и попадание в пространство НИЧТО, решая вопрос: «Быть или не быть?», «Состояться в культуре или нет?». Это ситуация, в которой нет готового опыта, наработанных ранее культурных практик, ситуация, в которой вчерашний опыт не помогает. Проблема становления рефлективности и критики собственного бытия, становления субъективности в человеке – одна из самых сложных на сегодняшний день. Причины, тормозящие акт развития, заключаются не в отсутствии рассудка, а в отсутствии решимости и мужества пользоваться своим умом, называть вещи своими именами, формировать свою субъективность. Развитие коллектива начинается с рефлексии его собственной деятельности и «нащупывания» кризисов, проблем, «разрывов» между жизнедеятельностью и идеальными представлениями. В контексте вышесказанного программа развития ДДТ «Меруерт» предполагает очерчивание границ проблематики, фиксацию рамок соотношения реальной и идеальной модели образовательной парадигмы, одновременное движение и удержание исходного состояния при проектировании процесса развития. Культура мышления коллектива заключается в умении видеть эти рамки, понимать их смену, удерживать пределы каждой рамки. Именно поэтому программа развития начинается с исторической справки и с анализа исходного состояния социокультурной ситуации. Все страницы по данной теме:Концептуальная идея и миссия ДДТ «Меруерт» на 2010-2015 годыИсторическая справка Социальная ситуация и постановка проблем Цель, задачи Модель выпускника Модель идеального педагога дополнительного образования Методические проблемы и способы их решения Образовательная политика ДДТ и пути решения проблем Оценка деятельности преподавателей и учащихся |
|