| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Воскресенье, 16.12.2018, 19:38
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Главная » Портфолио » Портфолио - 2010 » Побиянская Элона Алексеевна

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» - Проблемы чистого интонирования в пении - Побиянская

Рейтинг: 5.0/5

Семинар учителей музыки, музыкальных руководителей ДДУ отдела образования г.Степногорска

Cкачайте презентацию "Проблемы чистого интонирования в пении" Побиянской Э. А., подготовленную для семинара

Буклет для семинара на базе Дома детского творчества
Проблемы чистого интонирования в пении 1

Проблемы чистого интонирования в пении 2

Тема: «Проблемы чистого интонирования в пении».
Дата проведения: 25 сентября 1009 года.
Место проведения: актовый зал ДДТ.
Аудитория слушателей: Учителя музыки, музыкальные руководители ДДУ.
 Цель доклада: освещение вокально-педагогических вопросов связанных с проблемой чистого интонирования в пении.
 Задачи доклада:
  • Раскрыть некоторые вопросы вокального искусства;
  • Поделиться накопленным опытом;
  • Дать практические советы для решения проблемы чистого интонирования в пении.
Прогнозируемый результат:
  • Вспомнить многие вопросы вокальной техники;
  • Почерпнуть полезное, интересное, важное, нужное;
  • Применить на уроках музыки и во внеклассной деятельности.
Оборудование: Мультимедийный аппарат, экран, слайд-шоу.
 План
  • Приветствие
  • Вступительная часть
  • Понятие слова интонация
  • Терминология при оценке интонирования в пении
  • Решение проблемы интонирования в начале моего педагогического пути
  • Модель составляющих чистого интонирования
  • Музыкальный слух
  • Музыкальная память
  • Физиологические особенности
  • Психологические особенности
  • Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся
  • Возрастные изменения детского   голоса
  • Певческое дыхание
  • Звукообразование
  • Певческая дикция
  • Артикуляционная гимнастика
  • Чувство ритма
  • Причины детонации пения на занятиях, репетициях и на концерте
  • Зависимость интонации от фактуры произведения
  • Репертуар должен
  • Техническое оснащение
  • Итог
Текст доклада
Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас в нашем Доме!
Надеюсь, что сегодня мы с вами проведем время с пользой. Я предлагаю освежить в памяти многие вопросы вокальной педагогики, хороведения. Я думаю, что обязательно вы для себя почерпнете что-то нужное, полезное.
Мне хочется поговорить с вами на тему: «Проблемы чистого интонирования в пении». Это одна из главных тем таких музыкальных предметов, как вокал, сольфеджио, хороведение. Потому что, чистое интонирование – это то, к чему должен стремиться любой поющий человек: будь-то профессиональный вокалист, начинающий певец или просто любитель.
Красивое пение без фальши – это конечный результат многоплановой работы. Красивое чистое пение можно сравнить с прекрасной картиной – мы любуемся ей, потому что, в нее вложено много кропотливого труда, любви и, конечно, мастерства. Таким мастерством в вокале и является чистое, уверенное пение с хорошим, плотным звуковедением. И этим мастерством нужно учиться владеть.
От чего зависит чистое пение?
Что мешает правильной интонации?
Какие органы нашего тела им управляют?
И что такое есть – интонирование?
На эти и многие другие вопросы я постараюсь вам дать ответ.
И для начала давайте посмотрим что означает слово ИНТОНИРОВАНИЕ.
Понятие интонирования имеет 2 смысла:
  • В литературе, в музыке, в разговорной речи интонация – это выразительное средство, которое служит для выражения чувств, эмоций, переживаний и т. д.
  • В пении, а также игре на некоторых муз. инструментах – это точное воспроизведение звуков по высоте.
Это мной сформулированное понятие. Готовясь к семинару я заглянула в словарь иностранных слов (за 1979год) и выписала научное определение понятия интонирования:
Интонация  (от лат. Intonare громко произносить) –
1.  Ритмико- мелодическая сторона речи, чередование     повышений и понижений голоса;
  • муз. Воспроизведение музыкального звука или  интервала с той или иной точностью в отношении высоты звучания; чистая интонация в пределах звучания данного звука.
Какими же терминами мы пользуемся при оценке пения детей, помимо термина «чистота интонирования» мы говорим:
        • Звучит фальшь;
        • Фальшивый звук;
        • Фальшивое звучание;
        • «Грязное» пение;
        • Неточный звук;
        • Не чистое звучание;
Используем специальные слова:
  • Детонация (с французского Detonner – петь фальшиво);
  • Дистонация (фальшивое пение с   тенденцией к завышению).
    В начале своей вокально–педагогической практики я несколько однобоко смотрела на проблему чистого интонирования - я считала, что решение проблемы в музыкальном слухе и только. Но постепенно пришла к выводу, что в работе над интонированием важно учитывать все аспекты: это и музыкальный (распознавание, запоминание музыкального материала), это  вокальный аспект (умение воспроизводить этот материал). Важно учитывать физиологию, психологию.

И я для себя определила такую модель составляющих чистое пение, т.е. то без чего невозможно отрегулировать процесс развития правильного чистого пения.

Модель составляющих чистого интонирования

Чтобы разобраться в проблемах чистого пения я предлагаю рассмотреть каждую составляющую.
Музыкальный слух (СЛАЙД) является главным проводником между восприятием и воспроизведением музыкального материала, а также осуществляет контроль над исполнением.

Мелодический слух - это способность  воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления.
Гармонический слух - умение исполнять мелодию под любой сложности аккомпанемент, а также петь в ансамбле.
Музыкальный слух можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно интонировать, но вполне возможно (было бы желание и терпение).
Следующая составляющая – это музыкальная память

По роду певческой деятельности память можно условно разделить на «Музыкальную» и «Мышечную».
Музыкальная память – это узнавание и  запоминание мелодии, отдельных ее частей, интервальных скачков.
Мышечная память  фиксирует и помогает запомнить работу всех мышц, участвующих в пении (диафрагма, артикуляционный аппарат и т. д.)
Физиологические особенности.
Для решения проблемы чистого интонирования необходимо знать устройство голосового аппарата.
Основу составляет диафрагма – это перегородка, которая отделяет грудную полость от брюшной. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объем грудной клетки увеличивается. В грудной клетке находятся жизненно важный орган дыхания – легкие.
Легкие участвуют в звукообразовании, создавая необходимый поток воздуха. Из легких воздух поступает в бронхи, затем через трахею в гортань, где находятся голосовые связки. Гортань очень подвижна, при вдохе она расширяется.
Голосовые связки – это две горизонтальные складки, или мы их называем связками. Отверстие между ними называется голосовой щелью.
При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Воздух, проходя через соединенные складки, колеблет их - так получается звук, который устремляется через глотку и ротовую полость наружу.
Строение голосового аппарата имеет индивидуальное строение. В работе с певцами необходимо учитывать не только физиологическое строение. Но и психологическое и эмоциональное состояние.
Психологические особенности
Есть 4 вида темперамента: Сангвиник;
Холерик;
Флегматик;
Меланхолик.
Подвижный, очень активный холерик, например, может иметь тенденцию к завышению. И, наоборот меланхоличный ребенок в силу своего характера может занижать звук.
Дети с заниженной самооценкой, дети с пессимистичным  характером или в состоянии плохого настроения  тоже склоны к занижению звука. Это, конечно не закономерность, но об этом необходимо помнить. И стараться на занятии вокалом, или хоровом занятии по возможности создать дружелюбную атмосферу, чтобы дети могли лучше раскрывать свои способности, и лучше развивать свои таланты.
И для создания необходимой атмосферы на занятиях, для установления доверительного контакта  существуют приемы  психолого-педагогического воздействия на учащихся. Конечно, они вам знакомы и давайте их назовем.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся.            
  • творческие задания, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся;
  • постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  • организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
  • различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
  • одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
  • использование легких физических упражнений в процессе занятия, что  снимает мышечные напряжения,


  • организация совместного досуга: походы на концерты, на природу; участие в фестивалях, конкурсах; чаепития, и т. д.

Возрастные изменения детского   голоса.
1)Домутационный период
От 6 до 10-11 лет. Младший школьный возраст.
Диапазон: ДО I октавы – ДО  II  октавы;
2)Мутационный период
От 11 до 13-14 лет. Средний школьный возраст.
Диапазон: Сопрано ДО I октавы СОЛЬ II октавы
Альты ЛЯ малой октавы –       РЕ II октавы;
3)Послемутационный период
14-16 лет. Старший школьный возраст.
Диапазон:1,5 – 2 октавы.
У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий.


Изменения в голосе появляются и у мальчиков и у девочек, но у мальчиков развитие идет более интенсивно и неравномерно. В голосе появляется  сипловатый оттенок. Это признак наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма.     
В период мутации у мальчиков голосовые связки становятся длиннее, голос заметно изменяется: понижается и переходит в малую октаву. Рост гортани часто идет настолько неравномерно и даже болезненно, что приходится временно прекращать занятия. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает довольно редко. Если же мутация у мальчиков проходит спокойно, то пения можно и не прекращать.
Певческое дыхание
Почему певческое дыхание? Потому, что поющему человеку необходимо большее количество воздуха, и более активная работа дыхательных мышц.
Чтобы пение было красивым, плотным по звучанию, концы фраз и долгие звуки были «чистыми» по интонированию, необходимо правильно использовать дыхание. И для этого существует ряд правил.
Правила  певческого дыхания.
  • Не поднимать плечи при вдохе;
  • Вдох делать предпочтительно через нос – закрытым ртом;
  • Короткий активный бесшумный вдох и равномерный длительный выдох на певческих фразах;
  • Набирать достаточное количество воздуха в легкие, экономно расходовать его, для продолжительного выдоха, что будет способствовать плотному долгому звучанию;
  • Чрезмерное количество вдыхаемого воздуха не даст положительного результата;
  • Брать дыхание, не нарушая целостного восприятия песни, по фразам, не разрывая слова


 Звукообразование
Момент образования звука называется атакой. Различаются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью. Придыхательная атака может свидетельствоватъ о болезни горла, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе. Если, конечно она не направлена на достижение, какого – ни будь эмоционального образа, например: грусти, отчаяния и т. п. В работе с детьми  следует добиваться смыкания связок, используя мягкую и твердую атаки.
 Певческая дикция – это умение правильно произносить слова и звуковые сочетания в процессе пения.
Необходимо четко пропевать текст песен, с выделением отдельных слов,  имеющих особую смысловую нагрузку.
Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата.
Давайте в качестве разминки, сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Кусаем кончик языка так, чтобы выделялась слюна. Язык становится управляемым, чувствительным.
  • "Шинкуем" язык от кончика и далее, вытаскивая его вперед.
  • Кончиком языка проводим по верхним  и нижним зубам, «чистим зубы» (рот в это время закрыт).Выполняем щелчки языком.
  • Кончиком языка прокалываем 4 стороны лица: слева, справа, сверху, снизу.
  • Оттопыриваем нижнюю, затем верхнюю губу.
  • Чмокаем губами, посылая воздушный поцелуй.
  • Втягиваем внутрь губы и резко открываем рот.
  • Изображаем сведенное лицо в одну, затем в другую стороны.
  • Третьими пальцами легко постукать по лицу, вискам, под глазами, по лбу, подбородку.
  • Выполнять круговые вращения челюстью.
Чувство ритма
Не понятный ритм может повлиять на качество интонирования, поэтому необходимо:
  • Сложные по ритмическому рисунку фрагменты песни проучить отдельно.
  • Такты с трудным ритмическим рисунком можно прохлопать, затем одновременно с хлопками пропеть на какой-либо слог.
Еще раз посмотрим на модель составляющих. (СЛАЙД)
Давайте рассмотрим причины не чистого интонирования, которые могут возникнуть из–за (так называемых) подручных средств.


Причины детонации пения на занятиях, репетициях и на концерте.
  • Технические причины:
    • Не качественная минусовая фонограмма;
    • Слишком тихое или громкое звучание фонограммы;
    • Плохо отстроенные микрофоны;
    • Большая реверберация микрофона, что усиливает эффект эхо;
    • Плохая аппаратура;
  • Психологические причины:

  • Излишнее волнение;
  • Сильный шум за кулисами или в зрительном зале;
  • Плохое самочувствие;
  • Плохо выученный текст;
  • Не проученная мелодия;
  • Не удобная одежда (костюм).

rong>Зависимость интонации от фактуры произведения (СЛАЙД).
1.Метроритмическая структура: сложные ритмические движения осложняют интонирование.
2. Гармоническая структура изложения поддерживаемого аккомпанемента: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче интонировать.
3.Мелодическая линия: плавное мелодия облегчает интонирование, наличие скачков,– усложняет.
4. Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в быстрых.



Правильно подобранный репертуар - это залог успешной работы над чистотой интонирования.

Репертуар должен:

  • Носить воспитательный характер;
  • Соответствовать возрасту, диапазону, характеру певца;
  • Иметь содержательный текст;
  • Иметь яркую мелодию;
  • Иметь хорошо поддерживающий аккомпанемент инструмента или минусовой фонограммой;
  • Быть разнообразным по характеру, содержанию;
  • Иметь принцип от простого к сложному, (каждое произведение должно двигать вперед в приобретении различных навыков, или закреплять их).
Важно иметь хорошее техническое оснащение:
  • Точно настроенный  инструмент;
  • Качественно звучащие  носители (аудио, CD, DVD);
  • Качественные минусовые фонограммы;
  • Хорошо если есть в наличии усилитель, колонки, микрофоны;
       Еще раз посмотрим на модель составляющих.
Все эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие составляющие. Развивая их именно в совокупности можно добиться правильного, чистого исполнения.
Итак Итак, мы рассмотрели почти все вопросы вокальной постановки голоса. Я желаю вам успеха и на  деюсь, что мой доклад поможет вам в вашей дальнейшей работе!



Счетчики: 6974/587 | Добавил: Alexey | Теги: Побиянская, портфолио, интонирование
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа

Категории раздела

Шумская Алла Абдуловна [20]
Шумская, портфолио
Портфолио руководителя декоративно-прикладной студии «Чудо-мастера»
Побиянская Элона Алексеевна [17]
Побиянская, портфолио
Портфолио руководителя вокала, детской эстрадной студии «Пять +»
Зеленкова Лариса Владимировна [15]
Зеленкова, портфолио
Портфолио руководителя хореографического ансамбля «Эксклюзив»

Интересное

Презентация - Проблемы чистого интонирования в пении

Презентация "Портфолио - Зеленкова Л. В."

Презентация "Портфолио - Побиянская Э. А."

Воспоминания ветерана ВОВ

Презентация "Портфолио - Гамастинов С. Г."

Презентация "Портфолио - Шумская А. А."

Методический бюллетень