| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Вторник, 19.06.2018, 20:59
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Главная » Портфолио » Портфолио - 2010 » Шумская Алла Абдуловна

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» - Народные промыслы России - Шумская

Рейтинг: 3.4/5

План-конспект открытого интегрированного занятия декоративно-прикладной студии «Чудо-мастера» - Народные промыслы России.

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой их надо осваивать»
А.Б. Салтыков.

Вид занятия: декоративная роспись круглых форм.
Тема занятия: Роспись игрушек-свистулек (Дымково, Филимоново, Каргополь).
Цель: Расширить кругозор детей о народных художественных промыслах.
Задачи: Познакомить учащихся  с элементами традиционной росписи главных народных промыслов: Дымково, Филимоново, Каргополь.
  • развивать малую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус;
  • формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;
  • воспитывать интерес и любовь к народным промыслам бережное отношение к традициям народа.
Задание: декоративно оформить глиняную свистульку, сохраняя традиции росписи народных мастеров.
Оборудование:
Для учащихся: акриловые краски, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные игрушки-свистульки;
Для учителя:  иллюстрации, таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация.
Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи, символикой, выставка игрушек разных промыслов.
Музыкальный ряд: русская народная музыка «Лебедушка», песенка «Матрешка».
План  занятия:
  • Организационный момент.
  • Актуализация опорных знаний.   
  • Формирование новых знаний.
  • Творческая практическая деятельность учащихся.
  • Путешествие в «Страну глиняной игрушки»
Итог занятия:
  • выставка и анализ работ;
  • обобщение темы занятия. Просмотр слайд фильма.
Ход занятия.
  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Определение названия артелей.
  4. Повторение пройденного материала.
  5. Объяснение нового материала. Особенности росписи.
  6. Конкурс "Аукцион сюжетов”
  7. Подведение итогов.
Методические приемы.
  1. Беседа по пройденному материалу.
  2. Демонстрация образцов и иллюстраций.
  3. Рассказ учителя.
  4. Постановка проблемы и поиск решения.
  5. Объяснение, пояснение, индивидуальная работа.
  6. Игровые моменты (конкурсы, викторина).
  7. Самоанализ, выявление недостатков.

Вступление.

Сегодня у нас необычное занятие – открытое. К нам пришли гости, чтобы вместе с нами совершить увлекательное путешествие в Страну Глиняной игрушки.
Глиняная игрушка - она пришла к нам из древности, когда люди еще жили в пещерах и охотились на зверей с помощью оружия сделанного из камня. Они были  очень суеверны, делали игрушки-обереги из глины, чтобы защитить себя, свое жилище от злых духов, болезней , стихийных бедствий. Со временем игрушки утратили свое магическое предназначение. Они стали забавой для детей, украшением интерьера.
В настоящее время глиняную игрушку вытеснили более современные: куклы Барби,   трансформеры, электронно - управляемые игрушки, но нет в них тепла, душевности .
Для того чтобы сохранить  и возродить народные промыслы,   в  Москве открылся 1-ый Международный фестиваль « Свистулька мира. История и современность».
Более 2000 игрушек привезли мастера- игрушечники со всех концов света. Здесь не только можно увидеть эти замечательные игрушки, но и слепить, и расписать их под руководством мастеров. Не остался равнодушным к игрушкам Президент России Медведев, ему так понравилась дымковская игрушка, что он впервые вылепил барашка, теперь это достопримечательность выставки.
У вас, ребята, сегодня появилась возможность стать мастерами-игрушечниками, и расписать игрушки-свистульки, используя традиционную роспись трех главных промыслов России.
Давайте разделимся на артели: дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.
Игрушки делали в основном женщины и дети.
Поэтому мы решили объединить две группы учащихся, младшую и старшую.
На столах игрушки, каждая артель выбирает игрушку своего промысла.
Актуализация опорных знаний.

Поясните, почему вы выбрали именно эти игрушки, чем они отличаются от других? (формой, деталями)
Артель из Дымково, расскажите о своих игрушках (Силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью, еще их отличительная черта это различные налепы).
Артель Филимоново (Игрушки имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными).   
     Артель Каргополье (Эти игрушки приземисты, они кажутся неуклюжими, тяжеловатыми).
         Вы молодцы, хорошо усвоили пройденный материал!

Формирование новых знаний.


А сейчас я познакомлю вас с традиционной народной росписью, для того чтобы вы смогли расписать игрушки.
Раньше, когда не было еще красок, мастера после обжига обливали игрушку толченым мелом, который разводили на молоке, затем игрушку сушили на сквозняке, для росписи использовались краски из цветной глины, поэтому  игрушки были блеклыми, не яркими. Когда наконец появились краски, их смешивали с яйцом. Краски были яркие, но  быстро жухли, тускнели. Их вытеснили  анилиновые  краски разведенные ацетоном.

  Дымковские игрушки:

•    монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью,   
•    кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки   
•    малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой.

 Филимоновские игрушки:

•    имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными   
•    чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники;
•    бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»;    
•    малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

Каргопольские игрушки:

•    приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми   
•    древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки;   
•    черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий.
(демонстрация иллюстраций, таблиц).
Творческая практическая деятельность учащихся

Последовательность выполнения работы:
Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи  выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.
Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы руководитель делает целевые обходы:
  • контроль организации рабочего места;
  • контроль правильности выполнения приемов работы;
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  • контроль объема и качества выполненной работы
Пока артели трудятся и расписывают свои игрушки, мы с юными экскурсоводами под руководством их руководителя Александры Яковлевны отправимся в увлекательное путешествие «Страну глиняной игрушки». (Знакомство с народными промыслами России).
Самостоятельная работа артелей завершена. Мастера зазывают на свою ярмарку гостей переливистым,  звонким свистом

Итог урока

Выставка и анализ работ
Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Ребята, перед вами расположены «Ступеньки творчества».
Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не совсем нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.
Молодцы!!!
А в заключение нашего занятия предлагаем посмотреть презентацию.
Счетчики: 3228/1229 | Добавил: Alexey | Теги: Народные промыслы России, Шумская, портфолио
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа

Категории раздела

Шумская Алла Абдуловна [20]
Шумская, портфолио
Портфолио руководителя декоративно-прикладной студии «Чудо-мастера»
Побиянская Элона Алексеевна [17]
Побиянская, портфолио
Портфолио руководителя вокала, детской эстрадной студии «Пять +»
Зеленкова Лариса Владимировна [15]
Зеленкова, портфолио
Портфолио руководителя хореографического ансамбля «Эксклюзив»

Интересное

Презентация - Проблемы чистого интонирования в пении

Воспоминания ветерана ВОВ

Методический бюллетень

Презентация "Портфолио - Гамастинов С. Г."

Презентация "Портфолио - Зеленкова Л. В."

Презентация "Портфолио - Побиянская Э. А."

Презентация "Портфолио - Шумская А. А."