| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Суббота, 22.07.2017, 01:31
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Главная » Портфолио » Портфолио - 2010 » Шумская Алла Абдуловна

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» - Образовательная программа - Шумская

Рейтинг: 4.5/10

Образовательная программа дополнительного образования детей «Студия декоративно-прикладного творчества «Чудо - мастера» (проект)

Возраст обучающихся: дошкольный и младший школьный
Срок реализации 3 года
Автор программы
Руководитель студии декоративно-прикладного творчества «Чудо -мастера»
Шумская Алла Абдуловна
Год создания программы 2010 г.
г. Степногорск 2010
Содержание
1.      Пояснительная записка
1.1.    Обоснование необходимости разработки и внедрение предлагаемой программы в образовательный процесс
1.2.    Цели и задачи программы
1.3.    Отличительные особенности программы
1.4.    Особенности возрастной группы детей
1.5.    Режим занятий
2.      Содержание учебного материала
2.1.    Первый год обучения
2.2.    Второй  год обучения
2.3.    Третий год обучения
3.      Требования к уровню подготовки занимающихся. Ожидаемые результаты
3.1.    Прогнозируемые результаты и способы их проверки
3.1.1.    Первый год обучения
3.1.2.    Второй год обучения
3.1.3.    Третий год обучения
4.      Список литературы
5.      Методическое обеспечение программы
Приложение
Ум ребенка – на кончиках его пальцев.
В. И. Сухомлинский.
Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью.
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому. Детское творчество играет большую роль в личностном развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для организации детского творчества с самого раннего возраста.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрение предлагаемой программы в образовательный процесс

Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства.
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы:
  • Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей  в детском саду.  Программа разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
  • Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - СПб.ЛОИУУ, 1995, 78.
  • Образовательная программа по ИЗО: Детское объединение «Волшебная радуга» и другие типовые программы дополнительного образования.

Цели и задачи программы

Целью данной программы является: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия изобразительным, декоративно-прикладным искусством  и лепкой.
Задачи программы:
Обучающие:
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
Развивающие:
  • Развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию,  воображение; «чувство» цвета, формы, пространства; творческую активность и инициативу;
  • умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Воспитывающие:
  • Адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность.
  • Воспитывать вкус, аккуратность при выполнении работы.
  • Воспитывать умение ценить красоту.
  • Воспитывать любовь и уважение к окружающему миру и к ИЗО и ДПИ.

Отличительные особенности программы

Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении трех лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Она дополняет программу детского сада по изобразительному творчеству, ДПИ и лепке, и дает больше времени и возможностей для реализации творческих способностей.
Основополагающий, общекультурный уровень освоения программы позволяет подготовить учащихся для дальнейшего обучения ИЗО, ДПИ, лепки.

Особенности возрастной группы детей

Программа предназначена для детей в возрасте от 4 до 9 лет. Форма организации занятий – групповая и индивидуальная, что обусловлено целями и задачами программы.
Состав в течение года частично меняется. Это связано с тем, что ребенок ищет себя, пробует свои силы в разных кружках и мы этому не препятствуем.

Режим занятий

Первый год обучения (4-5 лет) - 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год. В группе по 15 человек.
Второй год обучения(6-7лет) - 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год. В группе по 12 человек.
Третий год обучения (7-9 лет) - 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год. В группе по 12 человек.

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала соответствует целям, задачам программы и распределяется согласно учебно-тематическому плану:

Разделы программы
Количество часов
1 год
2 год
3 год
1
Вводное занятие инструктаж по ТБ
2
2
2
2
Изображение предметного мира
20
32
36
3
Сюжетное рисование
26
60
62
4
Декоративное рисование
18
41
36
5
Изображение сказочных образов
6
11
16
6
Ознакомление детей с искусством
-
14
18
7
Знакомство с народным промыслом
8
-
6
8
Предметная лепка
64
44
14
9
Сюжетная лепка
-
-
12
10
Декоративная лепка
-
12
14
       
         Итого:
 
144
 
216
 
216

 Первый год обучения

Цель:  Формирование художественного вкуса.
Задачи:
Обучающие:
  • Формировать у детей представление об особенностях изобразительной деятельности.
  • Знакомить детей с признаками предметов, явлений природы и человека.
  • Познакомить детей с книжной графикой, скульптурой малых форм, декоративно-прикладным творчеством.
Развивающие:
  • Развивать у детей умения в рисовании и лепке.
  • Развивать самостоятельность при выборе приемов выполнения работы, выразительно передавать образы объектов окружающего мира.
  • Развивать умение использовать цвет, форму для передачи выразительного образа.
  • Развивать умение композиционно составлять узор.
Воспитательные:
  • Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.
  • Воспитывать у детей самостоятельность в работе.
Содержание образовательной программы первого года обучения
  • Вводное занятие по ТБ: инструктаж по технике безопасности на занятиях.
  • Предметное рисование: изображение в рисунке предмета, передавая его форму, пропорции, цвет, фактуру.
  • Сюжетное рисование: умение правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально; строить планы по всему листу, близко - далеко). Выделять главное цветом, положением на листе бумаги, передавать взаимосвязь пространственную, временную.
  • Декоративное рисование: создавать красивые вещи, украшать предметы, одежду: игрушки из глины, дымковская, каргопольская, филимоновская; роспись разделочных досок (Городец), платков; роспись посуды.
  • Передача сказочных образов: передавать признаки сказочности, необычность цветовой характеристики, окружающей среды, одежды.
  • Предметная лепка: передача формы, пропорции. Лепка овощей, фруктов, предметов питания, животных, птицы, простейшие изображения человека. Лепить из целого куска, комбинированным и конструктивным способами, используя приемы оттягивания, соединения частей, прижимая и примазывая их.
  • Знакомство с народными промыслами: знакомство со скульптурой малых форм (дымка, каргопольская игрушка, филимоновская).
Учебно-тематический план  первого  года обучения

Разделы программы
Всего
Теоретич.
Практич.
1
Вводное занятие по ТБ
2
2
0
2
Изображение предметного мира
20
0
20
3
Сюжетное рисование
26
0
26
4
Декоративное рисование
18
0
18
5
Изображение сказочных образов
6
0
6
6
Предметная лепка
64
0
64
7
Знакомство с народными промыслами
8
4
4

Второй  год обучения

Цель:  ознакомление детей с разными видами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
  • Формировать у детей представление о различном подходе в передаче образа.
  • Познакомить детей с разными видами искусства.
  • Осваивать различные приемы декоративного рисования.
Развивающие:
  • Развивать у детей умение передавать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.
  • Развивать самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.
  • Развивать умение пользоваться изобразительными средствами (цвет, композиция, выразительность силуэта) для передачи образа.
  • Развивать умение лепить из целого куска глины, пользоваться стекой.
Воспитательные:
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
  • Воспитывать доброе отношение к окружающим.
Содержание образовательной программы второго года обучения
  • Вводное занятие по ТБ: инструктаж по технике безопасности на занятиях.
  • Изображение предметного мира: изображение предметов или живых объектов, передача формы, пропорций, характерных поз, жестов, мимики, существенных деталей. Использовать цвет как средство передачи настроения.
  • Изображение сказочных образов: умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности - рисунок, цвет, композицию
  • Сюжетное рисование: создание сюжетных изображений с натуры, изображать предметы близко - далеко, линию горизонта, пейзажи.
5.  Декоративное рисование: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, использование ритма, симметрии в композиции (Городецкая роспись, Дымковская, Хохломская, Гжель).
6. Ознакомление детей с искусством:
  • основы графики: книжная графика, характер линии, пятно. Натюрморт: предметы одного порядка, смешанные.
  • основы живописи: представления о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, написанные в теплых и холодных тонах, разных по композициям).
7. Предметная лепка:  прием лепки из целого куска путем вдавливания комка глины, вытягивания отдельных частей предмета, изображение отдельных частей предмета, изображение овощей, фруктов, животных, человека.
   8. Декоративная лепка: посуда, украшение декоративных пластин при помощи налепа.
Учебно-тематический план  второго  года обучения

Разделы программы
Всего
Теоретич.
Практич.
1
Вводное занятие по ТБ
2
2
0
2
Изображение предметного мира
32
0
32
3
Изображение сказочных образов
11
0
11
4
Сюжетное рисование
60
0
60
5
Декоративное рисование
41
6
35
6
Ознакомление детей с искусством
14
14
0
7
Предметная лепка
44
0
44
8
Декоративная лепка
12
2
10
Итого:
216
24
192

Третий год обучения

Цель:  приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.
Задачи:
Обучающие:
  • Продолжать знакомить детей с искусством.
  • Знакомить детей с репродукциями картин, скульптурами малых форм, предметами декоративно - прикладного искусства.
  • Давать представления о декоративно-оформительском искусстве, графике, живописи, скульптуре, архитектуре.
Развивающие:
  • Развивать умение применять различные средства выразительности - рисунок, цвет, композиция.
  • Развивать умение в декоративном рисовании украшать предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
  • Учить добиваться выразительности образа через форму, пропорцию, позу, жест, мимику, существенные детали.
  • Развивать умение в декоративной лепке сочетать объемные формы и рельефные изображения.
Воспитательные:
  • Воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.
Содержание образовательной программы третьего года обучения
  • Вводное занятие по ТБ: инструктаж по технике безопасности на занятиях.
  • Ознакомление детей с искусством: рассматривание картин (натюрморты, пейзажи, портреты). Знакомство с монументальной, декоративной, станковой скульптурой, архитектурой.
  • Изображение предметного мира: передача характерных признаков предметов или живых объектов. Передача сходства в форме, пропорциях, позе, жесте, мимике, существенных деталях. Использование цвета, как средства передачи настроения. Осваивание свойств цветов (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма).
  • Сюжетное изображение:  создание сюжетных изображений с натуры и по представлению. Умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами. Изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта.
  • Изображение сказочных образов: передача сказочных образов при помощи рисунка, цвета и композиции.
  • Декоративное рисование: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
  • Знакомство с народными промыслами: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, рязанская); игрушки из дерева (полхов майданская); предметы быта из бересты; росписи и резьба Городца, Хохломы, Палеха; керамическая посуда Гжели; вышивка из разных областей России, Украины; ткачество.
  • Сюжетная  лепка:  лепить скульптурные группы из двух-трех фигур, укреплять на общем основании, передавать пропорцию, движение, характер образа.
  • Декоративная лепка: по мотивам народных керамических изделий: посуды, птиц, барышень, коней, барельефов.
  • Предметная лепка:  лепка с натуры овощей, фруктов, грибов, посуды (анализ формы, строения, сравнение изображения с натуры во время лепки). Лепка из целого куска.
Учебно-тематический план третьего  года обучения

Разделы программы
Всего
Теоретич.
Практич.
1
Вводное занятие по ТБ
2
2
0
2
Ознакомление детей с искусством
18
18
0
3
Изображение предметного мира
36
1
35
4
Сюжетное изображение
62
0
62
5
Изображение сказочных образов
16
0
16
6
Декоративное рисование
36
0
36
7
Знакомство с народными промыслами
6
6
0
8
Сюжетная лепка
12
0
12
9
Декоративная лепка
14
0
14
10
Предметная лепка
14
0
14
 
 
 
 
 
    Итого:
216
27
189
 

Требования к уровню подготовки занимающихся. Ожидаемые результаты

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

К концу реализации программы дети должны:
  • свободно владеть карандашом и кисточкой, уметь рисовать линии в разном направлении, не вращая лист, уметь работать концом кисти и плашмя, владеть мазком;
  • знать основные и дополнительные цвета, уметь смешивать их;
  • эмоционально воспринимать  содержание произведения;
  • запоминать  и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки;
  • владеть техниками акварели;
  • применять нетрадиционные техники (торцовку, рисование пальчиками, ладошкой и др ).
  • воспринимать изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, пространство, композицию и др.);
  • создавать образ, в рисунке и лепке, с помощью средств выразительности;
  • отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричности декоративного узора;
  • владеть простейшими способами лепки;
  • оценивать то, что получилось.
Для определения результатов осуществляется диагностика уровня исполнительских навыков, наблюдение. Диагностика исполнительских навыков осуществляется на первом году обучения два раза в год. Первый раз анализируются работы воспитанников через полгода обучения. Параметры для диагностики были определены согласно тем знаниям и умениям, которыми должны овладеть воспитанники в течение первого года обучения:
  • работа кисточкой и карандашом;
  • основные и дополнительные цвета;
  • форма, пространство;
  • техника работы акварелью;
  • простейшие способы лепки.
Второй раз работы воспитанников анализируются после года обучения. По итогам диагностики принимается решение о переводе воспитанника в группу второго года обучения. В случае низкого уровня исполнительских навыков воспитанник включается в группу первого года обучения. В приложении приводится пример результатов диагностики по параметру «Умение работать кисточкой и карандашом».
В последствии педагог может ограничиться наблюдением и анализом выполненных работ. По итогам анализа принимается решение о переводе в группу следующего года обучения. Воспитанники не освоившие навыки и умения остаются в этой же группе обучения. Педагог индивидуально подбирает для таких воспитанников темы для закрепления и тренажа соответствующих навыков.
Приемлем и другой метод диагностики. Полное описание метода находится в приложе6нии № 2 «Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Формами подведения итогов реализации программы являются:
  • выставки детских работ, конкурсы, викторины;
  • открытые занятия, мастер - классы для родителей;
  • участие в мероприятиях разного уровня.

Первый год обучения

К концу первого года обучения ребенок:
  • Проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире.
  • Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми. Может общаться по поводу искусства, давая эмоционально--эстетическую оценку.
  • Обладает достаточно качественными  техническими и изобразительными навыками и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы.
  • Проявляет самостоятельность и творческую инициативу.
  • В рисунке ребенок передает несложный образ, его форму, цвет, владеет техникой раскрашивания карандашом.
  • В лепке ребенок передает образ персонажа, владеет техническими приемами (примазывание, заглаживание).

Второй год обучения

К концу второго года обучения ребенок:
  • Воспринимает содержание картины, ее выразительные средства.
  • Передает образ в рисунке, умеет располагать сюжет на листе бумаги, правильно пользуется кистью и красками.
Для передачи образа пользуется цветом, композицией, выразительностью силуэта.
  • Передает образ в лепке, учитывая пропорциональность частей, показывая движение; располагает фигурки, создавая сюжет; пользуется стекой в работе.
  • Проявляет самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.

Третий год обучения

К концу третьего года обучения ребенок:
Счетчики: 10002/984 | Добавил: Alexey | Теги: Чудо - мастера, Шумская, образовательная программа
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа

Категории раздела

Шумская Алла Абдуловна [20]
Шумская, портфолио
Портфолио руководителя декоративно-прикладной студии «Чудо-мастера»
Побиянская Элона Алексеевна [17]
Побиянская, портфолио
Портфолио руководителя вокала, детской эстрадной студии «Пять +»
Зеленкова Лариса Владимировна [15]
Зеленкова, портфолио
Портфолио руководителя хореографического ансамбля «Эксклюзив»

Интересное

Презентация - Проблемы чистого интонирования в пении

Воспоминания ветерана ВОВ

Презентация "Портфолио - Зеленкова Л. В."

Презентация "Портфолио - Гамастинов С. Г."

Презентация "Портфолио - Побиянская Э. А."

Методический бюллетень

Презентация "Портфолио - Шумская А. А."