| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Воскресенье, 25.02.2018, 10:56
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Главная » Портфолио » Портфолио - 2010 » Зеленкова Лариса Владимировна

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» - Мастер-класс «Танцуйте с нами!» - Зеленкова

Рейтинг: 5.0/5

Мастер-класс «Танцуйте с нами!» для руководителей хореографических коллективов детских садов и школ города

«Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое сознание»
С.Цвейг


Дата проведения: 27 января 2010 г.
Ведущие мастер-класса:
Ведущий 1: Волянская Валентина Николаевна - руководитель хореографического ансамбля «Эксклюзив»;
Ведущий 2: Зеленкова Лариса Владимировна - руководитель хореографического ансамбля «Эксклюзив».
Предполагаемый контингент участников:
Руководители хореографических коллективов детских садов и школ, руководители кружков ДДТ.
Мастер-класс «Танцуйте с нами!»
Мастер-класс «Танцуйте с нами!»

Пояснительная записка

Каждый хореограф строит образовательный процесс с учетом возрастных и других особенностей занимающихся. Особое внимание при этом обращается на здоровье и безопасность занятия, учитывается также и целевая мотивация посещения воспитанниками занятий хореографией. Цели у воспитанников могут быть разными. Кто-то желает приобрести уверенность в себе, повысить самооценку, кто-то отдает дань моде, а кто-то готов трудиться, чтобы достичь профессиональных высот искусства танца. У опытного хореографа все найдут возможность реализовать свои мечты и желания.
В работе хореографического коллектива регулярно проводятся не только групповые уроки по различным танцевальным направлениям, но и индивидуальные уроки и постановочные репетиции по желанию учеников. Регулярно ведется подготовка к конкурсным выступлениям: как групповым, так и сольным.
У каждого педагога-хореографа есть свои эксклюзивные методические находки: веселые и зрелищные номера для концертов, оригинальные методики преподавания детям всех возрастов: совсем маленьким 2-3 лет, дошколятам 4-6 лет, младшим школьникам 7-8 лет и подросткам 9-11, 12-15 лет.
Предложенный мастер-класс обобщает и продолжает предыдущий мастер-класс «Новый год у Терпсихоры»: на нем мы постарались "выдать" все секреты - игры и психологические приемы, которые накопились за годы работы с малышами 3-4, 5-6, 7-8, 9-10 лет и подростками. Методика и постановки выдержаны в современном эстрадном характере и подойдут как для педагогов, ведущих «подготовительные курсы» для малышей в профессиональном коллективе, так и для тех, кто преподает в общеобразовательных учреждениях.
Цель мастер-класса: показ разнообразных способов и форм эстетического развития детей в деятельности руководителя хореографического коллектива.
Ожидаемые результаты:
Упражнения из данного мастер-класса позволит руководителям хореографических коллективов детских садов и школ разнообразить свой педагогический репертуар.
Оборудование:
Слайдовая презентация, музыкальный центр, видеопроектор, экран, обручи, мячи, шарфы.
План мастер-класса:
  • Теоретический этап: «Эстетическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования».
  • Практический этап: «Танцуйте с нами»:
  • Блок «Основные аспекты работы педагога-хореографа с детьми до 9 лет»
  • Блок «Формирование эстетического сознания через восприятие тела»
  • Рефлексивный этап: «Здесь и сейчас».

Ход проведения мастер-класса
  • Теоретический этап: «Эстетическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования».
Цель. Актуализация проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения.
Ведущий читает доклад (см. приложение внизу).
  • Практический этап: «Танцуйте с нами»
Цель. Ознакомление педагогов-хореографов с выработанным на практике подходом к эстетическому воспитанию.
  • Блок «Основные аспекты работы педагога-хореографа с детьми до 9 лет»
Цель. Показ методов и приемов по организации занятий с детьми без принуждения, муштры, излишней дидактики.
Данный блок делится на две части: показ работы с детьми 3-4 лет и 5-6 лет. Работа в этих возрастных различается по стилю подачи материала.

В работе с детьми 3-4 года:
  • вместо традиционного поклона дается веселое приветствие, которое заряжает детей хорошим настроением на весь урок. Затем рассказывается его сюжет – поход в лес за дровами.
  • разминка по кругу - изучаются шаги на полупальцах, на пятках, шаг с вытянутого носка, марш. В процессе увеличивается темп, добавляется работа рук; прыжки, бег, приставные шаги и пр.
  • партерная гимнастика – упражнения на развитие стоп, мышц спины, гибкости, подвижности позвоночника, выворотности, растяжки.
Затем педагоги разбиваются по линиям как ученики и разбирают plie, «гармошку» и т.д. Затем на основе проученных движений разбираются композиции «Ковбои», «Стирка» и «Лягушата». Также рассказывается, каким образом применяются в работе с этим возрастом различные предметы.

В работе с детьми 5-6 года:
  • Урок начинается с «настоящего» поклона – дети учатся координировать движение ног с plie, осваивают понятие вытянутой ноги и натянутой стопы, учатся настраиваться на занятие.
  • Разминка дана в двух вариантах - по кругу и на месте. Дети выстраиваются в линии - здесь они осваивают работу головы, плеч, рук, ног. Акцентируется внимание детей на правильном исполнении движения и делается все это опять-таки в ненавязчивой игровой форме. Прибегает все к тем же образным ассоциациям, - «будто пяточки клеем намазали, и мы не можем их оторвать» или «ножки - это острый карандаш», »поссорились-помирились». Начинают проучиваться элементы классического танца – battement tendu по параллельной позиции, port de bras , jete pique, chasse и т.д.
  • Танец "Старинная полька", «Чардаш» «Венгерский танец». Здесь педагог объясняет детям понятие «вступление», выстраивает несложные рисунки, учит детей ориентироваться в них, запоминать порядок перестроений, взаимодействовать в паре.
Подводится итог блока «Основные аспекты работы педагога-хореографа с детьми до 9 лет»:
Какими качествами должен обладать танцор?
- Самые главные качества – трудолюбие и богатый внутренний мир.
- Даже не физические данные

Трудолюбие может исправить все физические недостатки. Куча гимнасток приходят в хореографию, они могут задирать ногу, держать ее, но это «ни о чем». Танец – это не физкультура и не гимнастика. Это средство самовыражения. Я хочу что-то сказать, и я это говорю посредством движения. Если в голове пусто, то, как бы ты ни задирал ногу, танца не получится. В хореографии нет нормативов: выполнить двойной тур, прыгнуть прыжок - и ты получишь 10 баллов и золотую медаль. Главная задача хореографа - не дрессировать детей, а дать им свободу, чтобы эмоции были искренними...
Желаю Себе: Талантливых и творческих учеников. Не обязательно, чтобы они были великими, но чтобы с ними было интересно работать. Благодаря содружеству, сотворчеству педагогов, родителей и наших воспитанников мы знаем, что всё намеченное будет выполнено со знаком качества.

  • Блок «Формирование эстетического сознания через восприятие тела»
Цель. Показ и выполнение упражнений на активизизацию эстетических переживаний посредством пластики тела.
Ведущий предлагает вниманию участников практические упражнения на активизацию эстетических переживаний воспитанников посредством пластики тела. Упражнения заимствованы из танцевально-экспрессивного тренинга (ТЭТ - направление социально-психологического тренинга, разработано канд. психол. наук, доцентом кафедры социальной психологии Ростовского государственного университета Т.А. Шкурко), который является синтезом подходов современной танцевальной хореографии и социально-психологического тренинга.
Базовым представлением ТЭТ является представление о танце как экспрессивной модели выражения личности.
Запуск танцевального взаимодействия по демонстрируемой на мастер-классе схеме дает возможность воспитанникам:
  • «столкнуться» с большим количеством разнообразных, не похожих на свои собственные, форм самовыражения, сопряженных с отношениями и взаимоотношениями;
  • запустить процесс интерпретации в группе – осознать свой эстетический уровень, взглянуть на себя как бы со стороны.
Разминка: «Ведущий и ведомые»
Цели:
  • снятие напряжения у членов группы, создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу;
  • экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого;
  • осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Время: 30 - 45 минут.
Материалы: музыкальные записи совершенно разных стилей, что стимулирует танцевальную экспрессию (африканская музыка, диско, рок-н-ролл, танцевальная музыка 30-х годов, национальные мелодии).

Описание проведения: Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник тренинга спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Схемы обсуждения:
  • что чувствовали участники, будучи ведущими? А ведомыми?
  • что чувствовали участники, танцуя, как другой человек, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда я танцую так, как Он?
  • когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?
Танец «Кто Я?» («Танец – визитная карточка»)
Цели:
  • самопрезентация участников;
  • запуск интерпретационных процессов в группе;
  • исследование самоотношения участниками группы.
Время: 1 - 1,5 часа.
Материалы: музыкальное сопровождение по выбору участников.
Описание проведения: Группа садится в круг. Ведущим дается инструкция: «Мы с вами – члены племени, где основное средство общения – танец. При знакомстве там люди спрашивают друг у друга: «Как ты танцуешь?». Ваша задача – протанцевать танец, который позволил бы остальным участникам познакомиться с вами, танец – визитную карточку». Один из участников выходит в центр круга и танцует свой танец под выбранную им музыку. По окончании танца каждого из участников члены группы обмениваются впечатлениями. Упражнение длится до тех пор, пока каждый участник не побывает в центре круга.
Возможны также разнообразные вариации этого упражнения, связанные с выражением в танцевальной форме традиционных компонентов Я - концепции: «Я - реальное», «Я - идеальное», «Я - глазами других». Например: один из участников выходит в центр круга и танцует сначала танец «Какой я есть на самом деле», затем – танец «Каким бы я хотел быть», после этого – «Каким меня видят другие». Для начала тренинга такой вариант тяжеловат, его можно использовать в том случае, когда для группы станут актуальными социально-перцептивные аспекты общения; проблемы групповых и межличностных ожиданий; вопросы, связанные с пониманием, что я есть для себя и других. Танец в данном случае выступает материалом для последующего обсуждения, организовать которое становится главной задачей ведущего.
Схемы обсуждения:
  • что чувствовали участники - наблюдатели и сами танцующие?
  • какие образы, ассоциации возникали в связи с танцем центрального участника?
  • как в нескольких словах можно охарактеризовать танец того или иного члена группы?
  • каковы характерные особенности танцевальной экспрессии участников?
  • насколько отличаются танец «Я – реальное» от танца «Я – идеальное»?
  • танец был направлен на самовыражение или на взаимодействие с другими?
Упражнение «Шмели и лебеди»
Цели:
  • развитие способности «вчувствования» в другого человека;
  • осознание существования определенных барьеров общения;
  • нахождение участниками «своего» ритма (экспрессивно-ритмического стиля движений);
  • самопознание и взаимопознание;
  • запуск интерпретационных процессов в группе;
  • актуализация отношений в группе.
Время: 1-1,5 часа.
Материалы: музыкальная запись, в которой одновременно прослеживались бы и быстрый и медленный ритмы (напр., дуэт «Milli Vanilli», композиция «МА Baker»).
Описание проведения: Выполнение упражнения состоит из нескольких этапов. На первом этапе участники прослушивают музыку, выделяя в ней медленный и быстрый ритмы. Затем участники танцуют, двигаясь спонтанно, но следуя лишь медленному ритму. Затем под ту же мелодию участники свободно самовыражаются, следуя быстрому ритму, отмечая для себя, какой ритм для них естественнее, ближе.
На втором этапе участники делятся на две группы, одна из которых – «шмели», а другая – «лебеди». Задача участников на этом этапе – понравиться представителям противоположного стиля, показать свои лучшие стороны. Снова звучит музыка, и танцуют «шмели», двигаясь быстро и динамично. «Лебеди» тем временем наблюдают, выбирая себе пару. Затем танцуют «лебеди», двигаясь плавно и медленно. «Шмели» тем временем следят за танцем. По окончании танца «шмели» и «лебеди» образуют пары.
На третьем этапе выполнения упражнения «шмели» и «лебеди» танцуют в парах на некотором расстоянии друг от друга, не приближаясь и осознавая возникающие чувства. Затем «шмели» и «лебеди» постепенно начинают приближаться друг к другу, стараясь сохранить каждый свой ритм. Наконец, на заключительном этапе упражнения «шмели» и «лебеди» танцуют, взявшись за руки, следуя каждый своему ритму.
Схемы обсуждения: Обсуждение проводится сначала в парах, а затем в группе.
  • какие чувства появились во время танца «шмеля»? А «лебедя»? А во время танца в паре?
  • какой экспрессивно-ритмический стиль движений – «шмеля» или «лебедя» Вам ближе?
  • какие черты поведения характерны, на Ваш взгляд, в реальной жизни «шмелю»? А «лебедю»?
  • почему Вы выбрали себе в партнеры именно этого «шмеля» («лебедя»)?
  • опишите в нескольких словах Вашего партнера – «шмеля» («лебедя»). Какой он, что он любит, с кем он общается, как относится к «шмелям»? А к «лебедям»?
  • опишите в нескольких словах себя как «шмеля» («лебедя»). Что Вы любите, общество кого («шмелей» или «лебедей») Вы предпочитаете и т.д.
Упражнение «Нарцисс и ручей»
Цели:
  • разрядка психоэмоционального напряжения;
  • развитие позитивных взаимоотношений;
  • самопринятие и взаимопринятие.
Время: 15 - 30 минут.
Материалы: медитативная музыка, музыка с элементами звуков природы – шум дождя, плеск воды и т.п. (например, «The Sounds of Nature» - «Mountain Paradise»).
Описание проведения: Упражнение выполняется в тех же парах, что и предыдущие два упражнения. Ведущий рассказывает группе легенду о Нарциссе, которой однажды, увидев свое отражение в ручье, влюбился в него. Участники становятся друг напротив друга и смотрят друг другу в глаза. Один из них – «Нарцисс», другой – его зеркальное отражение. «Нарцисс» начинает спонтанно двигаться, выражая лучшие стороны своей личности, наслаждаясь своими движениями, любуясь своим «отражением» и осознавая возникающие чувства. В роли Ручья участник зеркально отражает движения партнера. Через 5–10 минут Нарцисс и Ручей меняются ролями. По окончании участники делятся чувствами «здесь и теперь» в парах.

Заключительная часть. Упражнение "Танец-хоровод"
Цели:
  • актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу - древнейшая форма танца);
  • повышение групповой сплоченности.
Время: 15 - 20 минут.
Материалы: народные мелодии.
Описание проведения: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения.
Рефлексивный этап:
«Здесь и сейчас»
Цель. Обмен мнениями.

Использованная литература
  • Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца, - М., 2004 г.
  • Веденеева И. Будь молодой и грациозной. – М., 1996 г.
  • Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М. «Детская литература», 1989 г.
  • Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л., 1981 г.
  • Лисицкая Т. Гимнастика и танец. – М., 1998 г.
  • Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II
  • Сборники танцевальной музыки М. Росса из серии Dancelipe.
  • Современный бальный танец / Под редакцией Строгонова В. – М., 2006 г.
  • Учебный цикл «Линия танца». Видеосборник.Учебные видеопособия:
  • Aseof Base "Heppy Mation”.
  • Modern Talking "Ready Romance”.
  • Modern Talkeng "Im Stranded in the Middle”.
  • Boney M "Grantest Hits”.
  • Физкультурно-оздоровительная работа в школе / Под редакцией Шмелина А. М., 1988 г.
  • Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 1. Ростов-на-Дону. 1996.
  • Шкурко Т.А. Танцевально – экспрессивный тренинг. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
Приложение
Доклад
Невероятно сложные задачи ставит перед нашим обществом время. Длинное, долгое, негармоничное развитие приводит к острому дефициту духовной культуры. Трезвый анализ убеждает, что перестраивать уже сложившиеся начало мучительно трудно, гораздо надежнее закладывать новые основы духовной культуры с детства. И начинать надо этот процесс с закладки эстетических ценностей.
Цель педагогов дополнительного образования, в том числе и педагогов-хореографов – культивировать человеческую личность, дать ей опору, чтобы стала она уверенной в себе и счастливой.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство ведущих педагогов (Г.С.Лабковская, Д.Б.Лихачев, Н.И.Киященко и др.) выделяют три ведущие задачи.
Итак, во-первых, создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать такой материал, который будет отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе. О мире художественных ценностей.
Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ему возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
Эта задача говорит о том. Что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. А мы должны сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждения по поводу него и своего собственного психического состояния.
Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.
Общий вывод можно предоставить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается овладением ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развитием способности к художественно-эстетическому творчеству и путем развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и др. психическими критериями эстетического воспитания.
Существенным является то, что дети с раннего возраста в естественной, эмоционально насыщенной атмосфере, с большим удовольствием осваивают основы хореографии – искусства танца. И это - весьма важный фактор социального развития каждого ребенка. Ведь хореография – это танцевальное мастерство. В ней отражаются взаимоотношения людей, важнейшие события человеческой жизни, социальные процессы, история, традиции, культура народа. И все это в гармонии музыки, пластики, чувств и эмоций, в образно-художественной форме. При этом танец, хореография не только красота и гармония образа, воплощенного в музыке, движении и чувствах. Это искусство, приносящее человеку здоровье.
Дмитриенко Е.А., кандидат педагогических наук, в пояснениях к опытно-экспериментальной программе для дошкольных воспитательных учреждений «Ритмика и основы хореографии» определила доминирующие задачи педагога-хореографа:
0 развитие пластичной ориентации детей в эмоционально насыщенном социальном пространстве;
0 освоение основ техники танцевальной культуры;
0 развитие основ этикета межличностного общения;
0 знакомство и приобщение к народным традициям, истокам культуры, вдохновения и творчества, к миру большого искусства.
Дополнительное образование предоставляет нам возможность развивать и укреплять эстетическое воспитание детей.
Направления деятельности хореографического ансамбля «Эксклюзив», которые позволяют создать условия для эстетического воспитания детей:
  • Тренировочные занятия. Хореограф обращает внимание на следующие аспекты: форма, поведение в зале, экзерсис у станка и на середине зала, партерная гимнастика, аэробные разминки, растяжка, изучение нового материала, уроки творчества.
  • Репетиционные занятия. Хореограф обращает внимание на следующие аспекты: отработка материала, техника исполнения, сценическое мастерство, грация.
  • Концертная деятельность. Хореограф обращает внимание на следующие аспекты: костюм, культура поведения на сцене и за кулисами.
  • Внеурочная деятельность. Хореограф обращает внимание на следующие аспекты: посещение концертов хореографических коллективов города, приезжих коллективов, просмотр видеоматериалов с выступлением ведущих хореографических ансамблей, студий РК и РФ, проведение капустников, празднование дней рождения.
Скачать Буклет и Презентацию "Эстетическое воспитание подрастающего поколения"
Счетчики: 6360/511 | Добавил: Alexey | Теги: Зеленкова, портфолио, мастер-классы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа

Категории раздела

Шумская Алла Абдуловна [20]
Шумская, портфолио
Портфолио руководителя декоративно-прикладной студии «Чудо-мастера»
Побиянская Элона Алексеевна [17]
Побиянская, портфолио
Портфолио руководителя вокала, детской эстрадной студии «Пять +»
Зеленкова Лариса Владимировна [15]
Зеленкова, портфолио
Портфолио руководителя хореографического ансамбля «Эксклюзив»

Интересное

Презентация "Портфолио - Зеленкова Л. В."

Презентация "Портфолио - Побиянская Э. А."

Методический бюллетень

Воспоминания ветерана ВОВ

Презентация - Проблемы чистого интонирования в пении

Презентация "Портфолио - Гамастинов С. Г."

Презентация "Портфолио - Шумская А. А."