| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Понедельник, 23.10.2017, 20:10
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Тезаурус основных понятий

Гештальт – устойчивый образ, стереотип.
Деятельностное содержание работы – попытка учителя в любом материале, который транслируется ученику, вскрыть те средства и способы работы, с помощью которых он, учитель, осуществляет эту работу. Важен не сам по себе материал, а тип работы с этим материалом. «Я» учителя и учеников и есть само содержание педагогической деятельности. Пытаясь что-то понять, осмыслить; вопрошая себя, что значит «я понимаю или не понимаю», «ставлю проблему», «задаю вопрос», «составляю план, проект», «ищу средства решения задачи и проблемы» и прочее, – учитель должен находиться в ситуации «здесь и теперь» и демонстрировать ученикам некую практику оживления материала, упакованного в текстах учебников, речах, музыкальном материале», пытаясь сам осмыслить его и уча этому детей.
Индивидуальность – не характеристика личности, а показатель особенностей психологического поведения, сенсорики человека, характера и интеллекта (памяти, скорости обработки информации и т.д.).
Инновация – не предполагает введения новых предметов, а предполагает новую практику работы с текстами, знаковыми системами, иные способы «раскодирования» смыслов, каковы возможны в рамках традиционных форм.
Культурные практики – человек является культурным феноменом, социальной структурой. Только человек способен к мыслительной, рефлексивной, проективной, социокультурной деятельности, к созданию искусственного мира по аналогии с природой, натуральной действительностью. Способы освоения мира, присущие только человеку, а также усилие человека по возделыванию себя, выращиванию из своего натурального тела культурную природу составляют суть «культурных практик». Именно в этом проявляется культурная природа Человека.
Культура – совокупность идей, норм, ценностей, отношений, (+) эталонов деятельности, поведения (+) и произведений искусства (тексты, отпечатки, артефакты) (совр. философ. определение). Все «разновидности культур»: земледельческая, педагогическая, профессиональная, секскультура, мировая художественная культура и т.д. (перечень далеко не полный. – Авт.) имеют ту же структуру, состоят их тех же компонентов. (По аналогии с каплей воды, содержащей весь состав химических элементов водоема.)
Педагогическая культура – совокупность идей, норм, ценностей, приоритетов (у коллектива или индивида), способов работы с текстом, применяемых технологий + результатов деятельности (собственных проектов, технологий, методик, и т.д.).
Личность – единство трех миров: чувства, мысли и поступка. Это такой масштаб человека, который позволяет преодолеть внутренний раскол и ущербность человека и обрасти утраченную целостность; это единство жизни, мышления, и культуры. Личность рождается в пространстве культуры. В культуре «плохих» и «хороших» нет. В самом слове «личность» пафос и оценка отсутствуют. Личность – значит, лицом к лицу, лицо в лицо, лично стать перед Богом и самим собой.
Миф – Путь личности. Это не сказка о богах и героях, это глубинный жизненный сценарий жизнедеятельности. Миф – это сюжет личностной истории, постоянно воспроизводящийся в культурных формах; это «мой сказ о моей личной истории, моем пути к Правде», к себе.
Мышление – не интеллектуальная операция, а пребывание в бытии, сдвиг в бытие. Это прочувствование собственной прагматики, практика вопрошания себя, самоисследование, своих желаний, разрывов, мотивов, проектирование выхода из кризиса, построения коммуникации и т.д. Пребывание в мышлении есть мое бытие.
Образование – это надпредметное и надпрофессиональное движение. Экзистенциональное напряжение всего существа, требующее личностного усилия. Образование – дело сугубо личное, поскольку касается вопроса складывания личной истории, за которую отвечает сам человек перед собой и Богом [17, с. 19]. Образование – складывание своего лица, образа жизни. Образование происходит всегда и везде и необязательно в соответствующих учреждениях. Это работа над своим Образом, цель которой знает только сам человек.
Образованный человек – предприимчивый, работающий в режиме риска и неполного знания, он первопроходец. Именно поисковый режим мышления и деятельности, доведение его до определенных социокультурных проектов и их реализация и есть демонстрация идеи образования как рождение новых форм жизни. Образование себя требует поступка, отречения, аскезы…
Человек не образован – если его деятельность, практика, то, чем он занимается по жизни, не соответствуют постоянной практике строительства структуры собственной личности. Разрыв между жизнедеятельностью и планом личности порождает глубинные жизненные кризисы, доводящие человека до распада и даже смерти (не только духовной).
Онтология – учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытования какой-либо системы, ее структура и закономерности (в отличие от гносеологии – учении о познании).
Педагогические мастерские – тренинговые группы, осуществляющие на педагогических площадках определенную деятельность по самопроектированию, проектированию программ развития школ, инновационных проектов, образовательных моделей и т.д.).
Прагматика – предполагает распредмечивание текста с точки зрения «выуживания» из него собственного уникального понимания текста. Это практика по порождению авторских текстов в ситуации речевого общения.
Принцип «Я – САМ» – «...только сам человек может осуществить собственное образование. Задача педагога – создать условия для этого, создать педагогическую ситуацию выбора и развития. Педагогика там и начинается, где есть выбор и самоопределение». «Я сам выбираю, как строить свою работу. Я сам – свой собственный проект».
Прогресс – процесс перехода от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному (применяется к системе в целом, к структуре развивающегося объекта).
Развитие образования – означает складывание в ходе образовательного производства новых практик, новых типов мышления и деятельности. Линия развития – это линия преобразования социальных структур, работа над проектированием новых форм социальной жизни, практика человека по целеобразованию, выработке средств, решению проблем, возникающих в рамках деятельности. Программы развития строятся в ходе рефлексивной практики, в ходе самопроектирования коллективом или индивидом собственной деятельности.
Шаг развития – это порождение инновационных форм, вживление их в существующие структуры опыта, «оестествление» (термин методологов) его, осуществление сдвига в социокультурной ситуации. Развитие происходит не как движение снизу вверх, а как накопление словаря имен и сюжетов, обогащение тезауруса культуры.
Разрыв – ситуация, в которой обнаруживается чувство нарушения целостности, диспропорции, несоответствия. Может быть между информированностью школьников и уровнем их духовной культуры, между планом жизни человека и его настоящей жизнедеятельностью, между чувством и мышлением и т.д.
Содержательность образования (Вторая природа человека) – «…Есть разные природы у человека: физическая, социальная и культурная. Человек отличен тем от первой своей природы, что он не тот, кто ЕСТЬ, не истинный, не настоящий. Он должен обрести вторую (социальную) и третью (культурную) природу, которую образует его "неорганическое тело” (К. Маркс), тело культуры. Становление второй и третьей природы и составляет содержательность образования». Кошка от рождения кошка, она от рождения получает то, что составляет ее природу.
Социализация – производство и воспроизводство форм, способов деятельности, имеющихся, «осевших» в культуре. Это исходный процесс, в котором индивид, осуществляет поведение по нормам-образцам, хорошо адаптируясь и функционируя в социальном пространстве. Социализированный человек беспроблемен, хороший функционер, однако в режиме только социализации развития общества не происходит.
Стандарт – «культурные нормы, образцы, ценности, которые необходимо освоить новым поколениям, и без которых горизонт культуры вымывается и растворяется, оставаясь идеологической фразой. Человек, чтобы быть социализированным и развитым, должен знать некий тезаурус, набор текстов, знать код их расшифровки, способы работы с текстами. Последние становятся образовательным стандартом».
«Топика» – трактат Аристотеля. Топы – пустые места, по которым как в матрице можно ориентироваться. Это система пустых мест, не заполненная конкретным предметным содержанием, но строящаяся в такой логике, форме, которая позволяет упаковать любую проблему данного предмета, задать ему нужный контекст и понимание. Топика задает логику. С топики начинается мыслительная работа.
«Школьная философия» – первая философия человека, по Гуссерлю, строится как практика по сбору и описанию ставшего, описанного, известного опыта. «Это "школьная философия”. Здесь философ делает некие абстрактные выжимки из наук и искусств, пересказывает, перечитывает, строит некие системы. Затем транслирует весь собранный хлам неофитам».
Предмет образовательной практики. Материал – художественные тексты в учебной деятельности. Учитель несет тип работы с материалом, т.е. свое внутреннее содержание, отвечая себе и демонстрируя детям процесс: «Как я понимаю проблему, задаю вопрос, составляю проект программу, ищу средства решения задачи и это демонстрирую ученикам». Педагог-коммуникатор демонстрирует оживление материала, упакованного в художественных текстах, в литературных, в учебниках и т.д. Материал становится содержательным, если он используется как сырье в исследовании и проектировании уже собственной деятельности. «Содержанием является не то, что в тексте, а «моя собственная деятельность» с этим текстом, исследование которой человеком через рефлексию, понимание, проектирование становится предметом образовательной практики».
Рефлексивный выход – «новая позиция деятеля, характеризуемая относительно его прежней позиции, будет называться рефлексивной позицией, а знания, вырабатываемые в ней, будут «рефлексивными знаниями». И далее: «Рассматривая отношения между прежними деятельностями или вновь проектируемой деятельностью и деятельностью индивида в рефлексивной позиции, мы можем заметить, что последняя, как бы поглощает первые <…> прежние деятельности выступают для нее в качестве материала анализа, а будущая в качестве проектируемого объекта».

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа