| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Вторник, 19.09.2017, 16:42
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Социальная ситуация и постановка проблем

В 2006 году в целом был завершен один из сложных этапов жизни ДДТ «Меруерт», который потребовал неимоверных усилий в стабилизации учебного процесса, что было связано с ремонтом здания ПМЦ «Таңшолпан», наращиванием материальных ресурсов, закупкой мягкой корпусной мебели, современной аппаратуры, компьютерной техники, оборудованием учебных кабинетов, оформлением интерьера и т.п., в результате чего ДДТ «Меруерт» и ПМЦ «Таңшолпан»  приобрели достойный внешний облик.
Ретроспективный взгляд на педагогическую деятельность коллектива, в целом, свидетельствует о профессиональном мастерстве педагогов, добивающихся высоких результатов по различным направлениям. Казалось бы, дипломы лауреатов, победы на конкурсах могли бы успокоить коллектив и поставить процесс на «автопилот» (т.е. конвейер, воспроизводство). Между тем, пристальный анализ ситуации говорит лишь о частичном благополучии, которое бывает зыбко и может разрушиться вмиг. Кризис в дополнительном образовании можно наблюдать по большому отсеву детей на начальной ступени обучения, по несбалансированному контингенту детей по половому признаку (преобладание девочек).
Именно поэтому фокус зрения на современном этапе перемещается в сторону качественного преобразования педагогического процесса, повышения профессиональной компетенции педагогов, к содержательному наполнению форм работы и деятельности (переосмысление технологий обучения, направлений методической работы, функций педагогических советов, воспитательных и образовательных принципов и т.д.).
Анализ деятельности ДДТ позволяет выявить ряд объективно существующих проблем.
Проблема 1 состоит в том, что кадры, работающие в учреждениях дополнительного образования, самозамкнуты на своих локальных проблемах и не увлечены общей идеей развития ДДТ как учреждения образования, привлечения в нее большего количества поступающих.
Проблема 2. Тревожен тот факт, что прекрасные мастера, актеры-исполнители, работающие в стенах ДДТ, многие педагоги, имеющие практические наработки и авторские находки, не в состоянии обобщить свой опыт, озвучить, «опредметить» его через текст, сделать его достоянием других.
Люди творческих профессий эмоциональны и в массе своей спонтанны, им не свойственно умение рефлектировать, проектировать, прогнозировать, промысливать свои педагогические шаги, что и показала практика контент-анализа продуктов деятельности, документации  педагогов, авторских программ. Им безумно сложно «упаковать» свой опыт в текстовый материал.
Между тем, как отмечал Выготский Л., мышление и речь взаимосвязаны. Промысливание педагогом своих шагов, действий, прагматики; рефлексия по поводу своих (не учеников!) кризисов, неудовлетворенности; проектирование нового поведения, общения; попытки сформулировать и детально описать свою технологию – все это является для любого человека, а тем более для педагога, первым шагом вхождения в зону развития, ступенькой личностного роста.
Как уже отмечалось выше, проблема становления рефлективности и критики собственного бытия – одна из самых сложных на сегодняшний день. Ведь мало кто хочет признаться себе, а тем более другим в своей некомпетентности, неумении ставить цели, задачи, удерживать их рамки, промысливать шаги движения к цели, анализировать и структурировать свой опыт. Тезис «Быть, а не казаться!» чаще декларируется, чем выполняется. Человеком нередко руководит страх «обнаружить себя».
Проблема 3. Не выработана единая концептуальная политика органов образования в отношении внешкольных учреждений. Примерные программы и требования, обозначенные в них, приблизительны, не сопровождаются критериями и инструментарием отслеживания качества процесса. В связи с этим наблюдается местничество, субъективная оценка деятельности педагогов и учащихся, что чревато ошибками в процедурах аттестации. Количество мероприятий, конкурсов отнюдь не является оценочным критерием. Напротив, это иной раз свидетельствует об эксплуатационном подходе к детскому таланту. При этом абсолютно не учитывается, что в ситуациях неудач на конкурсах сознание ребенка может быть деформировано, нарушена психика, ухудшено физическое здоровье. У другой части учащихся формируется «звездная болезнь» в том случае, если уровень притязаний «лауреатов» превышал уровень их возможностей, в результате чего тоже могут появиться психологические проблемы, срывы, стрессы.
Формы работы с детьми должны быть разнообразны и адекватны их возрасту. Отслеживание результатов обучения может идти через «скрытые» формы отчетности. Фестивали, творческие встречи коллективов, благотворительные концерты, концертная деятельность также могут способствовать нивелированию вышеперечисленных негативных последствий. Одновременно должны измениться и критерии оценивания художественного детского творчества у экспертов.
Проблема 4. Структура и форма жизнедеятельности образовательного организма существует в режиме «два в одном», не отвечает общей концептуальной идее: ДДТ и ПМЦ «Таңшолпан» разъединены не только территориально, но и на уровне функционирования.
Проблема 5. В решение Совета отдела образования от 26.11.2009 года «О выполнении Закона «Об образовании» в учреждениях дополнительного образования» перед администрациями учреждений дополнительного образования поставлены задачи:
  • активизировать работу по расширению сети кружков, отделений, секций с обучением на государственном языке;
  • разработать программы по внедрению новых форм и направлений дополнительного образования детей.

Все страницы по данной теме:

Концептуальная идея и миссия ДДТ «Меруерт» на 2010-2015 годы
Историческая справка
Социальная ситуация и постановка проблем
Цель, задачи
Модель выпускника
Модель идеального педагога дополнительного образования
Методические проблемы и способы их решения
Образовательная политика ДДТ и пути решения проблем
Оценка деятельности преподавателей и учащихся

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа