| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Пятница, 28.04.2017, 23:10
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Концептуальная идея и миссия ДДТ «Меруерт» на 2010-2015 годы

Прежде чем написать программу развития, необходимо было определиться и очертить само понятие термина «развитие». Для этого был изучен большой пласт научной и философской мысли классиков и современных методологов: Щедровицкого Г.П. Мамардашвили М.К., Бахтина М.М., Смирнова С.А. и др. (см. список литературы).
Зачастую идея развития подменяется идеей прогресса и понимается как передача учебных знаний и их накопление. В таком ракурсе последующие поколения всегда будут «умнее предыдущих». Однако знания меняются, и сегодняшние знания завтра порой оказываются ложными. Во многих работах Бахтина М.М., Хайдеггера М., Щедровицкого Г.П. и других подчеркивается, что «развитие не тождественно прогрессу». «Прогресс характерен для системы в целом, тогда как развитие – это поиск новых форм бытия, нового опыта жизнедеятельности», который бывает как положительный, так и отрицательный. Процесс развития выглядит как перемещение акцентов, ракурсов, наведение фокуса зрения на проблемы. Это «процесс, в котором человек-субъект проектирует новые формы социальной жизни, находясь в проблемных ситуациях коллективного взаимодействия. В результате запуска этого процесса складывается пространство мышления и деятельности». «Развитие свершается только в момент рефлексии по поводу преодоления своей ущербности, своих проблем, кризисов».
«Развитие предполагает особую практику вопрошания о собственных пределах, очерчивание границ собственного бытия, рефлексию, установку новых вех, раздвигающих и меняющих онтологический горизонт». Акт развития – это не завоевание культурных готовых форм, а создание новых средств и инструментов, ранее никогда не существовавших, завоевание пространства мышления и бытия.
Ситуация развития предполагает прецедент выстраивания индивидуумом своей философии, концепции, своего мифа, отказ от некоторых прежних представлений и попадание в пространство НИЧТО, решая вопрос: «Быть или не быть?», «Состояться в культуре или нет?».
Это ситуация, в которой нет готового опыта, наработанных ранее культурных практик, ситуация, в которой вчерашний опыт не помогает.
Проблема становления рефлективности и критики собственного бытия, становления субъективности в человеке – одна из самых сложных на сегодняшний день. Причины, тормозящие акт развития, заключаются не в отсутствии рассудка, а в отсутствии решимости и мужества пользоваться своим умом, называть вещи своими именами, формировать свою субъективность.
Развитие коллектива начинается с рефлексии его собственной деятельности и «нащупывания» кризисов, проблем, «разрывов»  между жизнедеятельностью и идеальными представлениями.
В контексте вышесказанного программа развития ДДТ «Меруерт» предполагает очерчивание границ проблематики, фиксацию рамок соотношения реальной и идеальной модели образовательной парадигмы, одновременное движение и удержание исходного состояния при проектировании процесса развития.
Культура мышления коллектива заключается в умении видеть эти рамки, понимать их смену, удерживать пределы каждой рамки. Именно поэтому программа развития начинается с исторической справки и с анализа исходного состояния социокультурной ситуации.

Все страницы по данной теме:

Концептуальная идея и миссия ДДТ «Меруерт» на 2010-2015 годы
Историческая справка
Социальная ситуация и постановка проблем
Цель, задачи
Модель выпускника
Модель идеального педагога дополнительного образования
Методические проблемы и способы их решения
Образовательная политика ДДТ и пути решения проблем
Оценка деятельности преподавателей и учащихся

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа