| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Воскресенье, 25.02.2018, 11:00
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Главная » 2010 » Январь » 21 » Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования
09:53
Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования

Начало творческого поиска

В начале своей вокально-педагогической практики в вопросе о чистоте интонирования Побиянская Э.А. считала главной проблемой недостаточно развитый музыкальный слух, над которой и начала активную работу. В дальнейшем она увидела, что многие дети из нечисто поющих прекрасно слышат мелодию, подмечают неправильное пение других, и тогда встал новый вопрос о координации между слухом и голосом. Работая в этом направлении, Элона Алексеевна добивалась, чтобы ребята внимательно слушали музыку, на занятиях анализировали движение мелодии, а также вела работу над расширением диапазона, легкости звука, пения без напряжения. Но порой вялое, не достаточно плотное пение некоторых ребят, отрицательно сказывалось на качестве интонации, тем самым подтолкнуло автора вплотную заняться вопросами дыхания и дикции, без чего тоже не может быть хорошей интонации. Она практиковала многие методы и приемы для выработки так необходимых для чистой интонации вокальных навыков. Учитывала физиологические особенности детей и в соответствии с ними подбирала попевки и репертуар. Большая работа велась над характером песен, над эмоциональным исполнением, над сценическим образом, чтобы это было интересно и зрителям и самим исполнителям. И, казалось бы, все должно было быть в этой работе хорошо, но руководителю не давала покоя мысль: «почему у некоторых детей, подчас с более хорошими способностями с одинаковой выработкой вокальных навыков и умений, пение получается менее интересными, а интонация на грани занижения или завышения?». И здесь Элона Алексеевна пришла к мысли, что в вопросах о чистоте интонирования также важно учитывать психологические особенности поющих, их характер и вообще в работе над звуковысотной интонацией нет мелочей. Важно все вплоть до самочувствия, настроения поющего, времени суток, даже погоды.

Модель составляющих чистое интонирование

Согласно вышеизложенного была создана модель составляющих чистого интонирования:


Эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие составляющие. Развивая их именно в совокупности можно добиться правильного, чистого исполнения. Чтобы разобраться в проблемах чистого пения нужно рассмотреть каждую составляющую.
Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно «интонировать» голосом, чем 3-4 летнему малышу, но вполне возможно (было бы желание и терпение). Музыкальный слух можно разделить на мелодический, гармонический.
Мелодический слух - это способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Когда мы говорим о ладовом мелодическом слухе, речь идет об осмыслении звуковысотной стороны мелодического интонирования (см приложение 1).
Именно мелодический слух рассматривается музыковедами как первичное проявление музыкальности. В способности воспринимать мелодию и эмоционально реагировать на нее обнаруживается, музыкален ли человек.
Гармонический слух помогает исполнять мелодию под любой сложности аккомпанемент, а также петь в ансамбле.
Память в свою очередь делится на музыкальную и мышечную.
Музыкальная память- это запоминание мелодии, отдельных ее частей (мотив, фраза); запоминание интервальных скачков и т. д.
Именно мышечная память фиксирует и помогает запомнить работу всех голосообразующих мышц (связки, диафрагма, мимические мышцы и др.). Например: если на начальном этапе занятий петь не стараясь, «расслабленно», то мышечная память так и запомнит работу связок.
Физиологические особенности – это строение голосового аппарата (см. приложение 2), положение корпуса во время пения (см. приложение 3)
Возрастные изменения, связанные с ростом и развитием ребенка необходимо знать и учитывать всем педагогам - вокалистам, учителям пения и музыкальным руководителям (см. приложение 4).
Психологические особенности – это склад характера, темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Знание типа и склада характера воспитанника поможет педагогу в выборе репертуара и приемов работы над эмоциональным исполнением произведений (см. приложение 5).
Певческая дикция – умение правильного произношения слов и звуковых сочетаний в процессе пения. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку. Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата (см. приложение 6).
Дыхание – один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения. Для дошкольника не характерно певческое, диафрагмальное дыхание. Во время пения он дышит поверхностно, рефлекторно. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух.
Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, напевности, мягкости. Для дошкольника воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связанно с пением без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона.
Эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие составляющие, развивая их именно в совокупности можно добиться; правильного, чистого исполнения

Выявление координации между слухом и голосом детей младшего школьного возраста

Автором данной работы был проведен такой эксперимент, цель – сопоставить порог звуковысотного восприятия детей младшего школьного возраста и их способность точно интонировать заданный тон.
Детям было данно задание: повторить голосом отдельные звуки, прозвучавшие на фортепиано, духовой гармошке или пропетые экспериментатором. При этом создавалась какая-либо игровая ситуация, связанная с просьбой позвать кого-нибудь или подражать голосами различных животных, птиц, гудку паровоза и т.п. Если усилия ребенка после 2-й или 3-й попытки не приводили к результату, то фиксировалось отсутствие умения правильно интонировать. Качество вокального интонирования у большинства детей зависит не только от их способности точно выделить основную частоту тона. Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.
В домутационном периоде было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров:
1) в фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-либо другом;
2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании;
3) причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков;
4) неумение правильно интонировать мелодию даже простой песенки происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования.
Детям при грудном регистре звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3-х звуков («гудошники»). Причина в этом не сенсорная, а функциональная, это относится к детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Если учитель сумеет настроить голос такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном регистре необходимо еще раз закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе голосообразования.
Если у ребенка что-либо не получалось, он обычно теряет интерес к делу и старается его избегать. Если это пение, то оно вызывает у ребенка отрицательную эмоцию на певческую деятельность, а, следовательно, складывается и соответствующее отношение к обучению и нередко в целом к уроку «музыка». И вдруг у него так легко получилось! Открытие у себя способности правильно исполнять мелодию со всеми полностью меняет его отношение к предмету.
Таким образом, одна из наиболее часто встречающихся причин среди явления «гудошничества» заключается в способе звукообразования. Из практического опыта (Г.П. Стуловой) замечено, что работа по налаживанию координации между слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного возраста, примерно до 8 лет, чем моложе ребенок,  тем легче он перестраивается.
Итак, во время работы над первичными певческими навыками у детей можно выделить ряд недостатков, на которые следует обращать особое внимание:

  • У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
  • Некрасивый (глухой) тембр
  • Пропуск согласных в конце и их искажение
  • Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху
  • Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.
  • Невосприимчивость к музыке.

Вокальная работа в детском коллективе должна проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные особенности (см. приложение 4).

Причины детонации пения на занятиях, репетициях и на концерте

Концертно-исполнительская деятельность - результат большой многоплановой работы, увлекательный и вместе с тем трудоемкий процесс. Это разучивание песен; выработка вокально-технических навыков и приемов; оттачивание звуковедения, динамических нюансов, кульминационных моментов. Работа над созданием сценического образа: движения, мимика, выразительная интонация.
Работа с микрофоном и многое другое.
Певцы посредством музыки и текста, как и актеры должны донести до слушателя ее идею, смысл, эмоциональное настроение.
И очень хорошо, если песня имеет содержательный текст, яркую мелодию, красивую гармонию, хорошую фонограмму.
Выступая на сцене, особенно не опытным певцам не чистая интонация может испортить выступление. По каким же причинам может возникнуть детонация:

  • Технические причины:
    • Не качественная минусовая фонограмма;
    • Слишком тихое или громкое звучание фонограммы;
    • Плохо отстроенные микрофоны;
    • Большая реверберация микрофона, что усиливает эффект эхо
    • Плохая аппаратура;

2. Психологические причины:

    • Излишнее волнение;
    • Сильный шум за кулисами или в зрительном зале;
    • Плохое самочувствие;
    • Плохо выученный текст;
    • Не достаточно проученная мелодия;

Зная эти причины нужно стараться не допускать их. Чтобы не подставить под удар певца, и доставить удовольствие зрителю.



Все материалы из обобщения опыта (Побиянская Э. А.)



Категория: Побиянская Элона Алексеевна | Просмотров: 19711 | Добавил: Alexey | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа

Категории раздела

Гамастинов Салихжан Галимжанович [12]

Формирование личностных качеств воспитанников на основе идеи Казахстанского патриотизма, гуманизма и общечеловеческих ценностей
Волянская Валентина Николаевна [13]

Эстетическое воспитание детей на уроках хореографии
Слесарева Нина Александровна [12]

Сборник сценариев для организации досуга детей.
Шумская Алла Абдуловна [6]

Знакомство с животным миром Казахстана посредством диорамы
Зеленкова Лариса Владимировна [10]

Модель работы руководителя ритмики и бальных танцев с детьми от 3 до 9 лет
Ракова Олеся Юрьевна [10]

Система работы психолога дополнительного образования
Побиянская Элона Алексеевна [19]

Проблемы чистого интонирования в пении

Интересное

Презентация "Портфолио - Побиянская Э. А."

Презентация "Портфолио - Шумская А. А."

Презентация "Портфолио - Зеленкова Л. В."

Методический бюллетень

Воспоминания ветерана ВОВ

Презентация - Проблемы чистого интонирования в пении

Презентация "Портфолио - Гамастинов С. Г."