| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Воскресенье, 25.02.2018, 10:59
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Главная » 2010 » Январь » 21 » Приложение 1. Системы знаковых обозначений мелодии
09:14
Приложение 1. Системы знаковых обозначений мелодии
Одной из важнейших сторон методики воспитания мелодического слуха является знаковоe запечатлениe мелодических звуковысотных соотношений. Процесс обучения сольфеджио в условиях письменной музыкальной культуры вообще немыслим без каких-либо внешних запечатлений звука. Поэтому знаковое обозначение является, с одной стороны, методическим приемом, а с другой стороны, это просто необходимость. Мы вынуждены обращаться к тем или иным знакам для кодирования и последующей расшифровки музыкального звучания. Особый вопрос - использование знаков в учебно-методических целях.
  1. Начнем с нотной записи как наиболее привычной формы знакового запечатления музыки. Если мы имеем, к примеру, записанную на нотном стане звуковую последовательность до-ре-до-си-ля, то мы видим определенную мелодическую линию. При нотной записи временной музыкальный образ переводится в пространственный образ. Музыка начинает осваиваться не только ухом, но и глазом. А глаз - очень важный для человека орган чувств. Посредством зрения мы получаем едва ли не 90 процентов информации (во всяком случае гораздо более, нежели через слух). Наш зрительный опыт сказывается практически во всех областях нашей деятельности, во всех сторонах нашей психики. В частности, он сказывается и в музыкальных занятиях. Глаз как бы включается в процесс слышания музыки. Устанавливая ассоциации между звучанием и зрительными пространственными образами, мы не только видим, но внутренне слышим музыкальные соотношения. Весьма существенным является также то, что через знаки и пространственные представления облегчается восприятие целостности мелодических фигур. Зрительные образы в известной мере способствуют постижению динамики мелодического движения: через нотную запись к его восприятию подключаются зрительные ассоциации и эмоциональный опыт, связанный с оценкой движения в пространстве. Иначе говоря, происходит специфическое подкрепление смысловой стороны интонирования.
  2. Какие же знаки применяются в процессе обучения сольфеджио? Нотные знаки хороши для тех учеников, которые уже освоили некоторые музыкальные явления. Но на первых порах обучения они не являются самыми удобными. Простейшим средством запечатления музыки являются, пожалуй, ручные знаки - самые безусловные, действующие по принципу прямой аналогии. Если звучание повышается, педагог поднимает руку, при движении мелодии вниз он опускает руку. Применять такого рода приемы можно осознанно или неосознанно. Следует подчеркнуть, что ручные знаки способны передавать как высотное положение тона, так и направление звукового движения. В этом движении отражается смена динамической напряженности, характеризующая процесс мелодического развертывания
  3. Разнообразные способы запечатления музыкального интонирования выработаны системой относительной сольмизации. Один из важных ее элементов - условные ручные знаки. Обозначая определенные ступени лада, они опираются на безусловные знаки, отражают интонационную тенденцию, тяготение или неустойчивость того или иного звука.

    Ручные знаки выступают действенным средством музыкального общения между преподавателем и учениками, дают последним возможность петь те или иные интонации по указанию педагога, обеспечивают работу над первоначальными формами устного диктанта Наиболее существенный аспект применения ручных знаков - ассоциирование музыкального интонационного образа с моторно-мышечными ощущениями учащихся. Каждой ступени лада соответствует определенное положение руки, различные мелодические обороты имеют двигательные эквиваленты. Следует заметить, что речь идет не просто о фиксации музыкального звучания в жесте, а о включении двигательного компонента в процесс формирования звуко-высотного слуха.
  4. Другая форма знакового запечатления звуков - это столбица или лестница, предполагающая работу по указке. На доске или на плакате рисуется своего рода лесенка, каждая ступень которой фиксирует тот или иной звук изучаемого звукоряда. Лесенка может фиксировать не только основные (диатонические), но также пониженные и повышенные ступени (в этом случае педагог должен показывать на промежуток между ступеньками лесенки). Такого рода система знакового запечатления звуков удобна тем, что выработанная у учеников ассоциация между движением и пространственными фигурами фиксируется в наглядной схеме: каждой ступени лада соответствует ступенька лестницы. Ладовый звукоряд охватывается не в последовательности звуков, он все время находится перед глазами учащихся По столбице можно петь достаточно разнообразный интонационный материал, осваивать как узкообъемные, так и полные октавные лады. Соседние ступеньки обозначают секунду; ступеньки, отстоящие одна от другой через одну - терцию и т. д. Без особых затруднений осваиваются по столбице скачки, можно также петь двухголосные звуковые последовательности. Особенностью данной методики является то, что она не требует углубленного овладения теоретическим материалом, позволяет осмыслить звуковые соотношения не в понятийной, а в наглядной графической форме. Для начальных этапов обучения такого рода подход является оптимальным.
Формы графического изображения лесенки могут быть как упрощенно-схематическими, так и "реалистически"-конкретными. Выделяется среди прочих изображение "лесенки" в виде музыкального инструмента - ксилофона или металлофона. Оно дает дополнительную возможность привлечения инструментального звучания к выработке у учащихся ладоинтонационных представлений.
Столбица - лишь одна из разновидностей графической фиксации звуковых отношений на начальном этапе обучения музыке. В педагогической практике используются и другие, принципиально родственные приемы, например, графическое изображение мелодии. Прежде чем писать нотные знаки (к которым в конце концов мы все же приходим), можно обозначить звуки линиями: данный звук на такой-то высоте, другой повыше, потом мы возвращаемся к первому звуку и т.д.


В применении линий есть особый методический смысл: линия как бы "тянется", наглядно фиксирует не только высоту звука, но и его длительность. Если столбица позволяла "увидеть" и целостно представить ладовый звукоряд, то в данном случае мы имеем зрительный эквивалент конкретного мелодического целого (об этом далее специально пойдет речь). Позже вместо линий можно писать кружочки на разных уровнях. А для того, чтобы легче было определить, на каком уровне написан кружочек, можно провести на доске (или бумаге) черту; кружочек, приходящийся на эту черту, будет, скажем, обозначать опорный или устойчивый звук. Другие звуки будут располагаться сверху или снизу от него. Таким образом, само наличие черты будет фиксировать опорность этого звука: звук, расположенный на черте, - основной, и к нему надо соответствующим образом относиться. Это звук, на который происходит ладовая настройка.


Все материалы из обобщения опыта (Побиянская Э. А.)



Категория: Побиянская Элона Алексеевна | Просмотров: 10737 | Добавил: Alexey | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа

Категории раздела

Гамастинов Салихжан Галимжанович [12]

Формирование личностных качеств воспитанников на основе идеи Казахстанского патриотизма, гуманизма и общечеловеческих ценностей
Волянская Валентина Николаевна [13]

Эстетическое воспитание детей на уроках хореографии
Слесарева Нина Александровна [12]

Сборник сценариев для организации досуга детей.
Шумская Алла Абдуловна [6]

Знакомство с животным миром Казахстана посредством диорамы
Зеленкова Лариса Владимировна [10]

Модель работы руководителя ритмики и бальных танцев с детьми от 3 до 9 лет
Ракова Олеся Юрьевна [10]

Система работы психолога дополнительного образования
Побиянская Элона Алексеевна [19]

Проблемы чистого интонирования в пении

Интересное

Воспоминания ветерана ВОВ

Презентация "Портфолио - Шумская А. А."

Презентация "Портфолио - Гамастинов С. Г."

Презентация "Портфолио - Побиянская Э. А."

Презентация "Портфолио - Зеленкова Л. В."

Презентация - Проблемы чистого интонирования в пении

Методический бюллетень