| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Воскресенье, 25.02.2018, 11:01
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Главная » 2010 » Январь » 20 » Тренинг-клуб и его эффективность
13:43
Тренинг-клуб и его эффективность

Основная и непосредственная работа с детьми и подростками по профилактике нарушений психологического здоровья проводится в рамках работы тренинг-клуба. Разработка групповой работы с подростками стала задачей, вытекающей из опыта работы консультационного пункта. Практика психологического консультирования родителей показала, что подростки остро нуждаются в долговременной психологической помощи, хотя это не всегда осознается самими родителями и их детьми.
Существует условия, реализация которых приводит к успешным результатам в этой области, в том числе:

  1. Принятие себя: все без исключения дети, даже благополучные, нуждаются в психологической поддержке – специальной работе по принятию себя.
  2. Навыки достойного поведения: детей, так же как и взрослых, нужно учить таким навыкам взаимодействия с окружающими людьми, которые характерны для партнерского поведения.

Один из основных навыков такого поведения – поддержка. Подростки, стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, сохраняют на глубинном уровне необходимость психологической поддержки, а ее отсутствие является фактором, повышающим личностную тревожность. Таким образом, освоение навыка оказания и принятия психологической поддержки, является важным фактором в решении многих значимых для подростка проблем. Одним из направлений в организации долговременной психологической помощи и поддержки подростков и молодежи является проведение тренингов личностного роста.
Тренинги личностного роста с подростками, которые проводятся при кабинете психологической помощи, не является тренингами-обучением и не является тренингами-терапией, хотя и включают многие элементы этих двух подходов в себя. Тренинг личностного роста с подростками - это скорее форма общеразвивающей и профилактической работы психолога с детьми, но без жесткого требования достижения результата "развить во что бы то ни стало!". По своим задачам и возможностям тренинги адекватны проблемам молодых людей.
Основные задачи тренингов личностного роста:

  • Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутрен­ний мир и ориентация в нем.
  • Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
  • Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
  • Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Основные применяемые технологии
Планирование и подбор упражнений, составляющих «строительный материал» каждого тренингого цикла, определяется положением о том, что умения и навыки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно осваивать сложности реального мира. При этом учитывается, что никто не может гарантировать, что все участники в равной степени многое извлекут из ситуаций и предлагаемых упражнений.
В проведении психологических тренингов отдается предпочтение элементам экспрессивной терапии (противоположность – аналитическая терапия, психоанализ). В тренингах используются разнообразные формы творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, музыки, письма, вокализации, импровизации. Все происходит в условиях, обеспечивающих поддержку участников с целью стимулирования его личностного роста и развития.
Схема иерархии направлений на основе экспрессивной терапии выглядит следующим образом:
Тип: терапия искусством.
Класс: терапия творчеством (креативная терапия).
Подкласс: экспрессивная терапия.
Семейства: игровая терапия; арт-терапия; драма-терапия; терапия творческим самовыражением (психогимнастика); телесно-двигательная терапия; танцевальная терапия; сказкотерапия; библиотерапия; музыкальная терапия. Технологии групповой работы подробно описаны здесь «Использование инновационных технологий в работе ККП».

Структура занятий:
1. Приветствие.
Цель: Знакомство друг с другом. Создание позитивного настроя на занятие.
2. Разминка
Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу.
3. Основная часть:

  • разыгрывание этюдов;
  • использование телесно-двигательных, танцевальных техник;
  • изобразительная деятельность;
  • работа с метафорами.

4. Релаксационные упражнения
Цель: Снятие эмоционально-мышечных зажимов, напряжения.
5. Рефлексия занятия
Цель: Осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
6. Ритуал прощания
Цель: Создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Методика проведения
Программа каждого тренинга рассчитана на 6-12 занятий по 2-3 астрономических часа (общая продолжительность около 20-25 часов).
Выводы, которые можно сделать по результатам проведенных тренингов:
За два года проведения тренингов личностного роста удалось скорректировать ожидания коллег, родителей, общественности к результатам включения подростка в тренинговый цикл. Включение подростка в тренинговый цикл во многих случаях желательно. Но сам по себе психологический тренинг не является панацеей от трудностей взросления человека подросткового возраста. В норме психологический тренинг – это одно из достаточно многих мероприятий, реализация которых требует длительного времени и работы команды специалистов, в которую входят учителя, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе и др.. Психологический тренинг можно сравнить с лекарством длительного действия или с зернышком, которое начинает прорастать только тогда, когда создадутся благоприятные условия.
Как пример приводится разработка открытого занятия-тренинга (приложение 2).

Для анализа успешности проведенной работы используются: процедура рефлексии в конце каждого занятия тренинговой программы, анкетирование участников тренинга после цикла тренингов.
Обобщенные результаты анкет участников тренингов
●    "Изменился ли ты (как человек, личность) за время тренинга?" встречались такие ответы:
«Да, я стал раскрыт в разговоре с человеком»;
«Да, я стала более общительная, избавилась от некоторых комплексов».
«Спасибо Вам, я совсем перестала бояться»;
"Я стал лучше понимать людей"
"Я научился вести себя уверенно в незнакомом обществе"
"Я стала более открытой"
●    "Что из того, что ты получил на тренинге, ты можешь использовать в повседневной жизни уже сейчас":
"Быть более общительной, не бояться новых ощущений";
"Быть открытым";
"В жизни я смогу перебарывать себя в новых ситуациях";
"Я могу знакомиться с другими людьми";
"Я не обижаюсь на все подряд, стал более спокойнее";
"Я стал более собранным";
"Я могу знакомиться с другими людьми".
 «Я открыла в себе новые качества, стала увереннее»,
«Да, очень, это не объяснимо»,
«Да, в лучшую сторону».
●   " Что тебе не понравилось на тренинге?"
За все проведение тренингов был получен лишь один негативный ответ: "Мне не то, что мало времени мы были на тренинге".
●     «Что бы ты хотел пожелать другим»:
«Увидеть вас всех снова»  
Как пример приводится ответ одного из участников тренинга (приложение 3).
Самое главное в проведении тренинга с подростками – выстроить доверительные отношения с ребятами. Этому способствует специально организованное поведение по принципу правдивости, отсутствия как заигрывания, так и «командирского» тона – отношения более опытного, но равного партнера по выполнению действий. Во время проведения тренингов акцент ставится на «чувство локтя», «плечо друга», хотя таких слов не говорится, но постоянно специально произносится в установках на выполнение того или иного упражнения.
Многие упражнения предлагаются ребятам как задачи, решая которые, они преодолевают в себе некий барьер, либо получают неведомые раньше ощущения и приобретают новый опыт. Многие упражнения направлены на то, чтобы дать им представление о том, что можно наблюдать, замечать, отмечать, как это делать и чем руководствоваться, что ориентирует их на внимание к окружающим.
Благодаря тому, что придается большое значение изменениям, ребята действительно меняются: у многих появляется потребность участвовать в группе и сотрудничать при решении общих задач, расширяются проявления искренних чувств, симпатий между участниками группы. Нельзя сказать, что ребята меняются полностью: изменения хорошо видны в тренинговой комнате, необходимо время, чтобы ребята перенесли пережитый опыт на другие бытовые ситуации. Глубокие личностные изменения происходят в более широком жизненном контексте, за пределами тренинговой комнаты. Именно жизненный контекст создает другие необходимые и достаточные условия для личностных изменений.



Все материалы из обобщения опыта (Ракова О. Ю.)


Категория: Ракова Олеся Юрьевна | Просмотров: 1942 | Добавил: Alexey | Теги: Ракова, тренинги, обобщение опыта | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа

Категории раздела

Гамастинов Салихжан Галимжанович [12]

Формирование личностных качеств воспитанников на основе идеи Казахстанского патриотизма, гуманизма и общечеловеческих ценностей
Волянская Валентина Николаевна [13]

Эстетическое воспитание детей на уроках хореографии
Слесарева Нина Александровна [12]

Сборник сценариев для организации досуга детей.
Шумская Алла Абдуловна [6]

Знакомство с животным миром Казахстана посредством диорамы
Зеленкова Лариса Владимировна [10]

Модель работы руководителя ритмики и бальных танцев с детьми от 3 до 9 лет
Ракова Олеся Юрьевна [10]

Система работы психолога дополнительного образования
Побиянская Элона Алексеевна [19]

Проблемы чистого интонирования в пении

Интересное

Презентация - Проблемы чистого интонирования в пении

Презентация "Портфолио - Гамастинов С. Г."

Презентация "Портфолио - Шумская А. А."

Методический бюллетень

Презентация "Портфолио - Зеленкова Л. В."

Презентация "Портфолио - Побиянская Э. А."

Воспоминания ветерана ВОВ