| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Суббота, 24.02.2018, 16:46
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Главная » 2010 » Январь » 20 » Приложение 1. Семинарское занятие для классных руководителей Психологические аспекты профилактики девиантного поведения у детей и подростков
10:37
Приложение 1. Семинарское занятие для классных руководителей Психологические аспекты профилактики девиантного поведения у детей и подростков

Цель работы: расширение представления о причинах возникновения, механизмах развития, условиях и системе профилактики девиантного поведения в школе.
Идея семинара
Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Предлагаемая на семинаре информация призвана расширить представления классных руководителей о причинах возникновения, механизмах развития, условиях и системе профилактики девиантного поведения.
Форма проведения: семинарское занятие
Схема проведения:

  • Разминка 1
  • Разминка 2
  • Притча
  • Введение в тему
  • Мини-лекция с показом схемы «Механизм формирования девиантного поведения»
  • Работа по приложению «Девиантное поведение»
  • Работа по приложению «Социальные компетенции подростка – необходимые условия формирования устойчивости психики к кризисным ситуациям»
  • Упражнение «Цепочка»
  • Информация об уровнях профилактики
  • Алгоритм совместной работы социального педагога и психолога
  • Ответы на вопросы
  • Рефлексия

Время проведения: 3.03.07 с 09.00 до 13.00
Место проведения: зеркальный зал ПМЦ «Таңшолпан»
Количество участников: 32 человека
Ведуший семинара: Ракова О.Ю.
Участники: классные руководители 5-6 классов школ города Степногорска.
Разработка занятия
Разминка 1
Цель: актуализация представлений о состоянии сотрудничества классных руководителей, социальных педагогов и педагогов-психологов в конкретном учреждении образования.
Участники представляются. Затем ведущий предлагает участникам оценить по 10-балльной шкале степень сотрудничества указанных специалистов в том учреждении образования, в котором они работают.

  • классных руководителей и психолога,  
  • классных руководителей и социального педагога, 
  • психолога и социального педагога.

Оцените по 10-балльной шкале степень сотрудничества специалистов, в том учреждении, где работаете


классных руководителей и психолога 

классных руководителей и социального педагога

психолога и социального педагога

 Затем участники письменно формулируют вопросы, ответы на которые хотели бы получить на данном семинаре. Ведущий договаривается с ними, что на данные вопросы он ответит в конце семинара.
Разминка 2
Цель: содействие осознанию классных руководителей общих проблем и общих профессиональных «радостей» в работе.
Участникам по кругу было предложено вначале сказать, что в работе им меньше всего нравится, а затем (следующий круг) — что привлекает больше всего, доставляет профессиональное удовлетворение.
Комментарии. В основном трудности связаны с недостаточной квалификацией, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неопределенностью своего места в образовательном пространстве школы.
Притча
Ведущий приводит притчу как аналогию с положением учителя в современной ситуации образования. Трудностей и проблем много, советчиков еще больше, но помогают далеко не все и не всё. Ведущий признается, что очень не любит «знающих, как надо», что всегда предпочитает не поучать, а помогать педагогам для решения собственных проблем найти собственные же ресурсы. То есть встать на все имеющиеся ноги.
«Представьте себе человека, который стоит на одной ноге. Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге.
Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взывает о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему.
Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног.
Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.
Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние доброжелатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».
Введение в тему
Причины деструктивного поведения подростков рассматриваются в русле разных научных дисциплин и объясняются по-разному. Социологи видят их в специфике казахстанской ситуации и общей социальной незащищенности всех слоев населения (В.В. Неверова, А.Е. Шабалдас). Философский аспект связывает данную проблему с падением духовности и нравственности, несформированностью или утратой смысла жизни и общечеловеческих ценностей (Р.С. Назгаидзе, Ю.В. Артюхович). Психологи выделяют несформированность у подростков психологической устойчивости к трудностям (Л.И. Анцыферова, М. Тышкова, Д.И. Фельдштейн) и отсутствие помощи и поддержки со стороны окружающих (А.Н. Волкова, Д.Н. Исаев, Э.М. Александровская).
Для того, чтобы понять позицию психологов, осознание которой  поможет лучше ориентироваться в данной проблеме, необходимо рассмотреть механизм возникновения и закрепления девиантного поведения.
Ведущий читает мини-лекцию при этом на доске рисует схему возникновения девиантного поведения.
Текст  мини-лекции
Психологи рассматривают девиации поведения как «инволюцию» личности. Они утверждают, что критическая ситуация выступает в качестве причины, в то время как девиантное поведение есть следствие ее переживания-преодоления.
Попадая в критическую ситуацию или воспринимая ее как таковую, человек начинает взаимодействовать с ней. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание-преодоление критической ситуации.
На начальном этапе возникновения критической ситуации человек выступает в качестве объекта ее воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия. В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.
Рассматривая девиации поведения как «инволюцию» личности, можно предположить, что критическая ситуация выступает в качестве причины, в то время как девиантное поведение есть следствие ее переживания-преодоления.
Таким образом, происходит преобразование, трансформация критической ситуации, а не ее элиминирование. Обратные связи изменяют чаще не саму причину, а лишь условия ее действия. Следовательно, переживание критической ситуации может влиять на все стороны человеческой жизни.
При взаимодействии индивида с ситуацией происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека (или какой либо его части): нарушается устойчивость, целостность «Я-концепции» субъекта; изменяется его самосознание, возникают нигилизм, нравственный скептицизм, цинизм, моральная неустойчивость, душевное опустошение и т.п. Эти феномены отражают, скорее, переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему, уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние есть «утрата себя» (Т.Б. Карцева).
Необходимо учитывать, что устойчивая система «Я» может формироваться в процессе переживания-преодоления критической ситуации. Это зависит от качественного характера переживания-преодоления критической ситуации. При неконструктивном переживании девиантное поведение подростков выступает как защитно-компенсаторное образование, которое, с одной стороны, поддерживает целостность «Я», а с другой - ухудшает адаптацию подростка к среде. Кроме этого, возникают трудности при решении задач, встающих перед подростком в процессе выхода из критической ситуации. Этим объясняется то, почему подростки с отклоняющимся поведением не стремятся изменить себя в лучшую сторону.
Как только под воздействием критической ситуации произошла «утрата себя», индивид совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которую можно назвать процессом «обретения себя». При этом усложняется и дифференцируется рефлексивное «Я», ведется поиск преодоления внутриличностных противоречий, для того чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». Эти противоречия связаны с нарушением целостности и устойчивости представлений о себе. Т.Б. Карцева выделяет следующие формы разрешения этих противоречий:
процесс развития личности, «обретение себя», процесс «становления»;
быстрая адаптация, идущая по облегченному, проложенному кем-то пути;
инволюция личности, вызванная неспособностью человека справиться с усложняющейся, дифференцированной системой «Я»;
конструктивное решение противоречия, связанное с нахождением внутренних ресурсов личности;
творческое создание индивидуализированной, вновь выстроенной «Я-концепции».
Следствием переживания критической ситуации подростком может выступать процесс переосмысления, переоценки своего прошлого, изменения целей и смысла жизни, а также связанная с перестройкой образа «Я» потеря или смена ведущих мотивов.
Таким образом, устойчивость личности, ее «Я-концепции» является для человека условием успешного преодоления возникающих трудностей, порожденных критической ситуацией. При угрозе нарушения устойчивости срабатывают многообразные защитные механизмы.
Травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, т.е. от «личностного смысла» воздействующего стимула.
Девиантное поведение подростка как следствие его выхода из критической ситуации может приобретать для него определенный смысл. Существование личности в необычных условиях формирует ее новый смысловой центр, не совпадающий с предшествующим, но и не отметающий его. Между тем два смысловых центра поляризуют вокруг себя смысловые содержания, которые при пересечении друг с другом вступают в конфликтные отношения взаимного обессмысливания, создавая то, что можно назвать смыслоутратностью (М.Ш. Магомед-Эминов). Следовательно, подростки могут искать смысл в искусственном возбуждении себя; вступать в различные группировки или становиться «независимыми и самостоятельными», демонстрируя реакции оппозиции, протеста, эмансипации и т.п.
Таким образом, критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения у подростков:
1) противоречие образа «Я» - возникает в момент ощущения человеком «утраты себя» и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания; вследствие этого возникает смыслоутратность;
2) возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом; это ведет к трансформации личности;
3) психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в критической ситуации его существования.
Схема представлена в приложение 2а
Продолжение лекции
Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.
Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой выражения которых являются различные варианты социальной дезадаптации.
Работа по приложению «Девиантное поведение»
Ведущий в общем объясняет виды (классификацию) девиантного поведения по следующей схеме:

Дезадаптивное поведение:   

Асоциальное поведение:

аффективное,
депривированное,
аутичное,
суицидальное,
аддиктивное.

агрессивное,
делинквентное (противоправное),
криминогенное (преступное).

В основе:
нарушения психического и личностного развития,
психическая депривация,
психологический дискомфорт.

В основе:
нарушения социализации,
социально-педагогическая запущенность,
деформации регуляции поведения,
социальная дезадаптация,
десоциализация.

 Все виды отклоняющегося поведения все более увеличивают разрыв человека с социумом, приводят к социально-психологической дезадаптации и деградации личности.
Итак, девиантное поведение – это результат неконструктивного переживания-преодоления травмирующей ситуации. Рассматривая девиации поведения как «инволюцию» личности, можно предположить, что критическая ситуация выступает в качестве причины, в то время как девиантное поведение есть следствие ее переживания-преодоления. Отсюда следует, что как педагоги мы должны снабдить детей стратегиями совладающего поведения. Обладая ими, дети и подростки конструктивно будут переживать любую кризисную ситуацию. Верно и обратное утверждение: возникновение кризисной ситуации в жизни подростка всегда обусловлено недостаточной (или несформированной) компетентностью в одной из социально значимых сфер его жизнедеятельности: в отношении самого себя; в отношениях с другими людьми; в отношении значимой деятельности. В приложении 2б представлено описание социальных компетенций и кризисов, возникающих в результате дефицита развитости этих умений.
Где можно найти информацию о том, как научить детей совладающему поведению, снабдить необходимым уровнем социальных компетенций? Литературы на данную тему сейчас очень много. Я предложу несколько готовых программ, разработанных практическими психологами. Возможно, вы что-то возьмете на вооружение, а что-то не подойдет вам. 
Ведущий предлагает поработать с приложением 2б «Социальные компетенции подростка – необходимое условия формирования устойчивости психики к кризисным ситуациям»
Наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка является переходный  подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств – все это связано с «подростковым комплексом», наблюдаемым в возрасте от 11 до 14 лет у многих ребят.
Серьезные преобразования происходят и в мотивационной сфере подростка, в частности, в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-либо группе.
Подростковый период очень важен в развитии «Я-концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.
Все перечисленные характеристики подросткового возраста  способны порождать серьезные кризисные ситуации и как следствие – психологическое неблагополучие подростков, которое в крайних своих проявлениях ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению.
Не случайно проблема подростка на этапе преодоления всех возрастных проблем тесно связана с такими понятиями, как «адаптация», «социализация», «компетенция». Психологическое сопровождение учащихся 11-14 лет в условиях образовательного учреждения предусматривает создание условий, при которых у подростка формируются ключевые компетенции, позволяющие ему быть адаптивным к условиям окружающего мира и социально значимым для взрослых и сверстников.
Под компетенциями понимаются некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выступают как факторы успешности/неуспешности, адаптивности/дезадаптивности, благополучия /неблагополучия подростка.
В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы».
Эти компетенции следующие:
«… политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком;
компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».
Очевидно, что ключевые компетенции суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. Об этом же свидетельствует и приводимое А.В. Хуторским содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция.
В качестве ключевых компетенций в отечественной психологической школе рассматриваются такие, как: 
компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что возникновение кризисной ситуации в жизни подростка всегда обусловлено недостаточной (или несформированной) компетентностью в одной из социально значимых сфер его жизнедеятельности: в отношении самого себя; в отношениях с другими людьми; в отношении значимой деятельности.
Именно поэтому специально организованные занятия по развитию социальных навыков и умений должны проводиться с детьми. На таких занятиях подростки не только приобретают навыки взаимодействия, но и являются активными участниками преобразования внутригрупповых процессов.
Предлагаются готовые программы по развитию социальных навыков младших подростков.
Упражнение «Цепочка»
Упражнение нацелено на поиск решения проблемы, снятие напряжения.
Ведущий предлагает участникам встать лицом в круг и взяться за руки. Задание состоит в том, чтобы участники встали лицом из круга, спиной в круг, не расцепляя рук.
Информация об уровнях профилактики
Далее идет работа с приложением «Уровни профилактики». Обсуждается роль и включение классного руководителя в каждый уровень.
Уровни профилактики девиантного поведения

Из вышесказанного становится понятным, что применение развивающих предлагаемых программ становится уместным на этапе общей профилактики. Проводить эту работу на уровне третичной профилактики – занятие порой невыполнимое.
Алгоритм совместной работы социального педагога и психолога
Несмотря на то что профессиональные позиции социального педагога и психолога по отношению к ребенку различны, эти специалисты имеют единую цель — помочь оказавшемуся в сложной ситуации. Попробуем более детально выделить точки соприкосновения этих специалистов в обозначенном выше направлении их деятельности. Для этого следует вспомнить некоторые особенности, отличающие детей «группы риска».
Это наличие неблагоприятных социальных условий, медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребенка, и, как следствие, отклоняющееся от нормы поведение и трудности обучения. Дети «группы риска» — это та категория, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям.
До тех пор пока жизненная ситуация терпима, ребенок ничем особенным не отличается, он как бы себя не выдает. Но взрыв, имеющий необратимые последствия, может произойти в любой момент, тогда работать будет гораздо труднее, потому что придется иметь дело уже со следствием, а не с причиной.
Алгоритм работы с детьми «группы риска» может быть следующим:
1. Выделение детей «группы риска». Его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования. Специалистом заполняется матрица по определенным параметрам на всех детей учреждения. Происходит это при интервьюировании учителей, воспитателей, родителей. Для удобства выделяются четыре основные группы критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие (см. табл.). В результате определяются дети, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности. Они-то и составляют «группу риска». Такую работу может провести социальный педагог.
2. Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия.
3. Психолог проводит углубленную индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития.
4. Психолог и социальный педагог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социально-психологического характера. При необходимости организуют психолого-медико-педагогические консилиумы для определения маршрута обучения и воспитания ребенка.
5. На основании полученных сведений строится коррекционно-развивающая работа. Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, появление веры в духовный рост, удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении. Происходить это может в форме тренингов, индивидуальных консультаций, с помощью включения в активную учебную и внеучебную деятельность. Взрослому надо постараться убедить ребенка, что он сам справится со своими трудностями. Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия. При этом важно формирование ценностных ориентаций не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых. Социальный педагог отслеживает динамику формирования принимающей социальной среды (семьи, группы сверстников).
Тренинги личностного роста или индивидуальное консультирование по психологическим проблемам проводит, конечно, психолог. А социальный педагог ведет работу по включению проблемного ребенка в те виды деятельности, которые способствовали бы его самореализации: спортивные секции, кружки дополнительного образования, туристические походы. Если необходимо, подключает медицинскую и социальную помощь.
Ответы на вопросы
Ведущий отвечает на вопросы, которые записывали педагоги вначале семинарского занятия.
Рефлексия



Все материалы из обобщения опыта (Ракова О. Ю.)


Категория: Ракова Олеся Юрьевна | Просмотров: 11805 | Добавил: Alexey | Теги: разработка занятия, Ракова, обобщение опыта | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа

Категории раздела

Гамастинов Салихжан Галимжанович [12]

Формирование личностных качеств воспитанников на основе идеи Казахстанского патриотизма, гуманизма и общечеловеческих ценностей
Волянская Валентина Николаевна [13]

Эстетическое воспитание детей на уроках хореографии
Слесарева Нина Александровна [12]

Сборник сценариев для организации досуга детей.
Шумская Алла Абдуловна [6]

Знакомство с животным миром Казахстана посредством диорамы
Зеленкова Лариса Владимировна [10]

Модель работы руководителя ритмики и бальных танцев с детьми от 3 до 9 лет
Ракова Олеся Юрьевна [10]

Система работы психолога дополнительного образования
Побиянская Элона Алексеевна [19]

Проблемы чистого интонирования в пении

Интересное

Презентация - Проблемы чистого интонирования в пении

Презентация "Портфолио - Зеленкова Л. В."

Методический бюллетень

Презентация "Портфолио - Побиянская Э. А."

Воспоминания ветерана ВОВ

Презентация "Портфолио - Шумская А. А."

Презентация "Портфолио - Гамастинов С. Г."