| Регистрация | Вход | Подписаться на RSS
Воскресенье, 25.02.2018, 11:01
Приветствую Вас Гость

Дом детского творчества «Меруерт», город Степногорск

Главная » 2010 » Январь » 20 » Приложение 2. Тренинг для старшеклассников «Сиреневые и фиолетовые» и его самоанализ
10:01
Приложение 2. Тренинг для старшеклассников «Сиреневые и фиолетовые» и его самоанализ

Цель тренинга: Создание своеобразной модели постепенного движения участников от принятия своего «Я» к пониманию и принятию других людей,  создание условий для   выработки умения строить с окружающими конструктивные отношения.
Предполагаемый психологический результат: приобретение и проживание опыта межличностного взаимодействия в сотрудничающей манере.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета. Тип сюжета – метафорический. Ведущий предлагает участникам совершить путешествие в параллельный мир, познакомиться с установленным там порядком существования, возвратиться обратно с чем-то важным для себя.
Время на проведение тренинга и обсуждение: 2,5 – 3 часа (включая обсуждение).
Возможное продолжение тренинга в деятельности психолога: на следующих занятиях-тренингах способствовать развитию способности вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.
Оборудование: несколько мячей или мягких игрушек, колечко (на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты),  листочки для записей, заготовки масок с прорезями для глаз и рта на каждого участника, цветные карандаши, краски, два файла релаксационной музыки, магнитофон, повязки на глаза, таблички «Сиреневые», «Фиолетовые»,  листочки на одной стороне которых написано название изначально родного пространства, кольцо из очень прочной веревки (лучше всего прочного шнура или корсажной ленты), завязанной плотным (не развязывающимся, не скользящим и не растягивающимся) узлом.
Ход тренинга:
Ритуал приветствия
Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!»
Участники стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
Разминка
Упражнение «Камушек в ботинке»
Эта игра представляет собой творческое переложение одно­го из правил взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную подросткам метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру "Камушек в бо­тинке" в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стес­нительных подростков рассказывать о своих заботах и проблемах.


Ведущий: Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает ка­мушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы ос­тавляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы за­бываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надевае­те ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой ска­лы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится боль­шой проблемой.


Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Ес­ли мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и де­тям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Ес­ли вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нра­вится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расска­жите нам, что еще вас удручает.
Дайте участникам поэкспериментировать с этими двумя фразами в зави­симости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.
Упражнение «Несколько мячей»
Для этой игры понадобятся несколько небольших мячиков или мягких игрушек. Играющие достаточно свободно становятся в круг. Задача — перекидывать мячик или игрушку от одного человека к другому так, чтобы он побывал в руках у каждого игрока только один раз. Как только играющие запомнили порядок перебрасывания, ведущий вводит в игру второй мячик.

Теперь по кругу идут два мяча. Если ребятам удается поддерживать ритм и не сбиваться, в игру вводится третий мяч. Со сколькими мячами удастся играть вашей группе?
Основная часть
Упражнение «Колечко»
Группа выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, надеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколку можно приколоть к занавеске. Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится совсем тяжело.
Погружение в игровую ситуацию
Ведущий. Представьте себе, что колечко, которое мы сейчас искали совсем непростое. Тот, кто его наденет, становится его рабом. Кольцо подавляет человека, делая его агрессивным, жестоким, недоверчивым, одиноким и безрассудным. Часто кольцо перемещает своего раба в параллельный мир, мир зла и теней. У каждого из вас есть возможность пофантазировать, почувствовать его влияние. Для того, чтобы познакомиться с нами-другими, то есть с «Другими Мы» мы выполним следующее упражнение.
Упражнение «7 положительных и 7 отрицательных качеств»
Участники на листочках в первом столбике записывают семь своих положительных качеств. По предложению ведущего напротив каждого положительного качества записывают противоположное по смыслу качество (как они понимают, с их точки зрения).

Таким образом, во втором столбике оказывается также семь качеств. Участники внимательно перечитывают семь качеств из второго списка и стараются представить, какому сказочному герою (герою из мультфильма, кинофильма) могут соответствовать данные качества. Имя выбранного «героя» записывается под списком качеств.
Упражнение «Маска отрицательного героя»
Ведущий раздает участникам маски-заготовки. Заготовки представляют из себя лист форматом А4 с разрезами для глаз и рта. С внутренней стороны маски  участники пишут список из семи противоположных качеств. На внешней стороне заготовки участники изображают своего героя, живущего в другом измерении.
По окончании работы участники презентуют маску своего героя.


Упражнение «Переход в другое измерение»
Ведущий предлагает путешествие в параллельный мир, где живут те, о ком только что говорили участники тренинга. Попасть в параллельный мир можно только через специальный пространственный коридор.


Участники выстраиваются друг напротив друга в две шеренги. Участники каждой шеренги стоят лицом к лицу к участникам другой шеренги на расстоянии вытянутой руки. Каждый держит руки параллельно полу. Таким образом, образуется «живой» коридор, через который предстоит пройти каждому участнику. Центровой участник должен пройти без промедления. Остальные при его приближении поднимают свои руки вверх, опуская сразу же после того, как он пройдет их. Это упражнение лучше проводить в полной тишине, включив «космическую» музыку.
Ведущий дает указание запомнить свое местонахождение в шеренге, сообщая, что это пригодится в дальнейшем.
Упражнение «Широко закрытые глаза»
По замыслу ведущего это упражнение позволит участникам утвердится в другом измерении, настроить свой организм на безболезненное пребывание в другом измерении.


Ведущий предлагает участникам поучаствовать в эксперименте: «Цивилизация, в том виде, в каком она существует сейчас, — результат способности человека видеть. Лишите его слуха или обоняния, и ничего кардинально не изменится в образе жизни «homo sapiens». Лишите его зрения — изменится многое, если не все. Мир принципиально не опирающегося на зрение человечества будет совсем другим.
Зрение — наш лоцман во внешнем мире, но не только: внутренний мир тоже во многом основывается на зрительных образах. Мы зависимы от нашего зрения, в каком-то смысле мы — его рабы. Предлагая нам простой, дешевый по затратам психической энергии способ общения, зрение затмевает иные пути познания, понимания, взаимодействия с миром природы и миром людей... Оно обедняет нас. Нет, не подумайте, я никоим образом не ратую за то, чтобы человечество добровольно лишило себя этого великого источника информации. Я за то, чтобы использовать имеющиеся у нас психологические возможности для расширения опыта познания мира и самого себя. А для этого иногда очень полезно отказаться от услужливого зрения и посмотреть внутрь и вовне себя «широко закрытыми глазами».
Видеть закрытыми глазами – значит уметь почувствовать другого человека и не столкнуться с ним в пространстве тренинговой комнаты. Умение настроиться на другого, прочувствовать его состояние в психологии называется эмпатией. Значит это упражнение в том числе направлено на развитие эмпатических способностей.
Участники в течение 5 минут просто ходят с закрытыми глазами с установкой регистрировать необычные ощущения. Все происходит под необычную медитативную музыку. После того, как музыка выключается, ведущий отдает команду участникам встать так, чтобы у каждого в правой руке оказалась чья-то левая рука, а в левой руке чья-то правая рука. Предполагается что участники выстроятся в круг, хотя иногда группа выстраивается в несколько малых кругов.
Обсуждение строится в произвольном варианте.
Упражнение «Сиреневые и фиолетовые»
Ведущий сообщает, что участники должны на время построится в две исходные шеренги. Упражнение проходит весело и дает возможность переключится с упражнения «Широко закрытые глаза» на другие виды деятельности.

Какой бы ни был результат участники хлопают в ладоши, после чего ведущий сообщает, что в параллельном мире не все так просто, как кажется с первого взгляда. Все пространство параллельного мира разделено на «Фиолетовое» и «Сиреневое». Жители Сиреневого пространства излучают биологическую энергию несовместимую с энергией жителей Фиолетового пространства, и наоборот. Фиолетовые никогда не заходят в пространство Сиреневых, так же поступают и Сиреневые. Но в жизни всегда бываю парадоксы, существуют они и в параллельном мире.
Ведущий обозначает, какая из шеренг будет Фиолетовым пространством, а какая – Сиреневым. При этом обращает внимание, что в Фиолетовом пространстве живут трое Сиреневых, а в Сиреневом живут трое Фиолетовых. Когда они появились там, зачем они появились там, уже никто не вспомнит. Им и самим очень трудно жить в чужом пространстве, постоянно не хватает сил для всего, они плохо себя чувствуют. Но парадокс заключается в том, что они настолько привыкли к этому плохому, что ни за что не хотят ничего менять в своей жизни. Пусть лучше будет плохо, зато это «плохо» знакомо, оно уже стало им родным. Ведущий предлагает участникам «помочь» эти несчастным, а для этого необходимо их «вычислить» и переправить в свое изначально родное  пространство.
Ведущий раздает всем листочки на обратной стороне которых написано название изначально родного пространства.  Ведущий заранее подкладывает в стопку листочков с надписью «Фиолетовое» три листочка с надписью «Сиреневое». Таким образом, в пространстве Фиолетовых оказываются три Сиреневых. Так же поступают и с Сиреневыми.
Участники переворачивают листочки, знакомятся со свои происхождением, и им предлагается определить, кто из присутствующих в их группе является представителем чужого пространства. Ведущий сообщает, что хотел бы от каждого пространства услышать имя одного участника, который по их мнению является «чужаком». Обсуждение длится недолго, при этом «чужак» должен убедить всех, что он свой, а «депортации» должен подвергнуться кто-то другой, а он свой, родной. Выбранные участники перемещаются в другое пространство, а в параллельном мире наступает ночь. Ведущий предупреждает всех, что участники ночью сидят с закрытыми глазами, а невычисленные «чужаки» открывают глаза и знакомятся друг с другом.  Те, кто перешел из другого пространства сидят с закрытыми глазами. Наступает день, который дает возможность представителям пространств найти «чужака» и переместить его в родное пространство. Кандидаты на выбывание перемещаются в другое пространство. Наступает последняя ночь, когда «чужаки» снова открывают глаза. Днем жители Сиреневого и Фиолетового пространств снова вычисляют  «чужаков». Когда перемещения закончатся ведущий сообщает всем, что сейчас станет ясно, были ли произведенные перемещения правильными, удалось ли Сиреневым и Фиолетовым вычислить «чужаков». Все достают свои карточки и демонстрируют товарищам — кто же они на самом деле? «Чужаки» принудительно перемещаются в свое изначально родное пространство, а те, кто был перемещен в чужое пространство по ошибке, возвращаются домой.
Обсуждение игры следует организовать посредством ответов на следующие вопросы:
Трудно ли было определить «чужака»?
Что вам помогло в этом и что помешало?
Какие чувства вы испытывали во время игры?
В чем секрет прозорливости Сиреневых и Фиолетовых (в случае, если все «чужаки» были определены правильно)?
Почему не удалось догадаться, кто из «чужаков» ненастоящий (в случае, если некоторые выборы оказались ошибочными)?
Какие особенности поведения, речи ваших товарищей помогли вам узнать, что они «чужаки»?
Использовали ли «чужаки» свое знание о том, кто в их команде свой, а кто чужой, полученное во вторую ночь? Как?
Каким образом вели себя «чужаки», которые переселились в противоположное пространство?
Принимали ли они участие в обсуждении и принятии решения в новой компании? Почему?
Как принималось решение о переселении «чужаков»? Удалось ли избежать конфликтов?
Как вы убеждали своих товарищей в своей точке зрения?
Кто из ребят был наиболее убедительным? Что помогло ему в этом? Какие способы он использовал?


Очень важно во время игры и особенно по ее завершении помочь участникам преодолеть чувство соперничества, которое может возникнуть между своими и «чужаками». Ведь это просто игра, в процессе которой мы учимся наблюдать, думать, принимать решения!
Упражнение «Мы - другие»
Ведущий предлагает понаблюдать за жизнью в параллельном мире и сделать это необычным способом. Все участники выбирают маску, но не свою, а ту, которая больше всего приглянулась. Необходимо разделить пространство Сиреневых и Фиолетовых таким образом, чтобы в каждой группе было по пять – шесть человек. Если в пространстве Сиреневых и Фиолетовых изначально было немного участников, то упражнение проводится в этих группах.


Каждая группа должна придумать инсценировку или драматизацию жизни героев выбранных масок в параллельном мире, обыграть эту жизнь. Затем каждая группа презентует результаты своей подготовки.
Упражнение «Диалог скульптур»
Ведущий сообщает участником, что их присутствие в параллельном мире многое изменило в мироощущении, отношении к жизни, в отношениях людей между собой. Им захотелось кардинально поменять свою жизнь. Они хотят объединиться, они решили, что теперь они будут одним, единым пространством, будут учиться жить вместе, пусть даже сейчас это не представляется возможным. Чтобы у них это получилось, участникам необходимо выполнить упражнение «Диалог скульптур». Одна из rpупп начинает создавать общую скульптуру своей группы: не договариваясь кто-нибудь выходит в центр комнаты и встает в любую позу,  следующий участник присоединяется к нему со своей позой. Следующий присоединяется к паре со своей позой. Процесс продолжается, пока общая скульптура не будет построена. Выстроенная скульптура олицетворяет подарок другим группам, знак желания примирения, объединения в одно пространство. Наступает очередь следующей группы. Такой подарок преподносят все группы друг другу. Следующий прогон этого упражнения делается в быстром темпе, причем все выстроенные скульптуры стоят без движения до того момента, пока все подарки не будут готовы. Затем из первой скульптуры выходит тот участник, который был первым «кирпичиком» в своей скульптуре и становиться первым «кирпичиком» общей скульптуры. К нему подстраивается первый «кирпичик» второй скульптуры,  первый «кирпичик» третьей скульптуры присоединяется к паре со своей позой (если групп было больше двух), таким образом, получившаяся скульптура представляет собой символ объединения двух пространств «Фиолетового» и «Сиреневого».
Упражнение «Енотов круг»
Факт объединения двух пространств участники презентуют упражнением «Енотов круг». Для выполнения этого упражнения ведущему потребуется очень прочная веревка (лучше всего прочный шнур или корсажная лента), завязанная плотным (не развязывающимся, не скользящим и не растягивающимся) узлом так, чтобы получилось кольцо («енотов круг»).
Все участники встают в круг очень близко друг к другу, соприкасаясь плечами, руки свободно опущены, ноги вместе. Затем все крепко берутся за «енотов круг» обеими руками и прямые руки опускают вниз. Затем, по знаку ведущего, все одновременно медленно отклоняются максимально назад, удерживая равновесие только благодаря «енотовому кругу», который медленно поднимается, пока все руки не будут параллельны полу.
Нельзя сгибать руки, отступать назад, выставлять одну ногу назад «на упор», сгибать туловище. Когда круг приведен в равновесие, ведущий предлагает участникам почувствовать, что он объединяет всех, предлагает запомнить это чувство и вызывать его в себе всякий раз, когда предстоит совместная работа. Пока участники поддерживают круг, ведущий объясняет, что еноты решают важные для них дела, становясь в круг. Затем по знаку ведущего все одновременно начинают опускать кольцо, «стягивая» свой круг обратно. Упражнение повторяется еще раз, но теперь, после того как все максимально, на длину вытянутых рук, отклонились назад, все одновременно отпускают правую руку и поднимают ее вверх, потом одновременно снова берутся ею за шнур, отпускают левую руку, поднимают ее вверх, одновременно возвращают ее на шнур и завершают упражнение.
Рефлексия занятия
Ритуал прощания
Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички»
Участники стоят в кругу. Ведущий визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки!», т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «…чки» или «…ики!». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности. Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.

Самоанализ тренинга «Сиреневые и Фиолетовые»

Название тренинга связано с названием пространств параллельного мира, куда по предложению ведущего участники совершают путешествие, чтобы познакомиться с установленным там порядком существования и возвратиться обратно с чем-то важным для себя.
Тренинг составлялся как пятое занятие программы тренингов  для ребят из творческого объединения «Школа вожатского мастерства». При планировании тренинговой программы было учтено пожелание руководителя «Школы вожатского мастерства» сохранить состав подростков, желающих посещать этот кружок. Дело в том, что многие подростки впервые пришли в центр, чувствовалась определенная напряженность в отношениях, закрытость, мешающая плодотворной работе. Поэтому основная цель включения ребят в тренинговое пространство была определена как сплочение детского коллектива через создание доверительной атмосферы. Кроме этого программа направлена на решение психологических задач подросткового возраста. Разные задания и психологические упражнения (испытания), предлагаемые на тренинге, призваны создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам и юношам в решении возникших у них психологических задач, вопросов, поиск ответов на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.
При составлении тренинга «Сиреневые и Фиолетовые» учитывались следующие моменты:

  1. Занятие должно соответствовать актуальной стадии групповой динамики, в данном случае  стадии действия. Группа успешно прошла стадии подготовки, осознания и переоценки. На стадии действия формируется коммуникативная компетентность, и создаются условия для усиления сплоченности.
  2. Упражнения занятия должны быть релевантны подростковому возрасту и находится в области интересов и в зоне ближайшего развития подростков.
  3. В данном тренинге планировалось участие около 40 человек. Известно, что 20 человек – максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Любому человеку проще довериться небольшому числу людей. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы. Если же группа участников превышает 20 человек, то следует продумать программу и упражнения таким образом, чтобы задания были групповыми, так как индивидуальные задания требуют много времени и внимание участников становится рассеянным.
  4. Для ребят это было очередное занятие тренинговой программы, об участии в нем педагогов-психологов школ они узнали за 5 минут до его начала. Для педагогов-психологов это было открытое мероприятие, которое проводилось после отчета о работе кабинета психологической помощи «Инсайт» за два пошедших года.

Цель тренинга «Сиреневые и Фиолетовые» была определена как создание своеобразной модели постепенного движения участников от принятия своего «Я» к пониманию и принятию других людей,  создание условий для   выработки умения строить с окружающими конструктивные отношения.
Занятие прошло по запланированной схеме, за исключением того, что не было проведено упражнение  «Колечко», целью которого была мотивация участников пуститься в дальнее путешествие. Упражнение было забыто из-за волнения. Для согласия было достаточно предложения совершить еще одно путешествие в неизвестное. Погружение в игровую ситуацию прошло без проблем. Были созданы и презентованы маски отрицательных героев, которые живут в параллельном мире. Особенно запомнился участникам переход в другое измерение, где они пытались установить равновесие, войти в роль отрицательных героев и прожить кусочек их жизни, в результате чего стали свидетелями позитивных изменений в параллельном мире, объединения пространств Сиреневых и Фиолетовых в одно целое.
Кульминацией тренинга стали упражнения  «Диалог скульптур» и «Енотов круг». При обсуждении занятия ребята сообщали, что даже не ожидали такого эффекта от совместного с психологами города занятия и признавались в любви к людям. Считаю, что запланированный результат занятия:  приобретение и проживание опыта межличностного взаимодействия в сотрудничающей манере, достигнут полностью. В дальнейшем это поможет ребятам проявлять  активность и инициативу в установлении и поддержании отношений с другими людьми, с взрослыми в том числе. Данное занятие, как было запланировано, приблизило группу к достижению целей программы и формированию актуальной стадии групповой динамики.



Использованная литература
  1. Как научить детей сотрудничать. - 1998.
  2. Дьячкова С. Учимся сотрудничать. Игры на развитие групповой сплоченности // Школьный психолог. 2004. № 41.
  3. Лидерс А. Психологический тренинг с подростками. М. 2001.
  4. Сакович Н. Три погружения. Креативные технологии в подростковом тренинге // Школьный психолог. 2006. № 3.
  5. Битянова М. Широко закрытые глаза // Школьный психолог. 2003. № 10.
  6. Упражнение является модификацией игры «Заколдованные звери». Источник - Вачков И. Заколдованные звери // Школьный психолог. 2003. № 11.
  7. Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. Интегративная танцевально-двигательная терапия. Спб. Речь. 2006.
  8. Царапкина Е. Искусство жить в ладу с собой и миром. Развивающая программа для подростков // Школьный психолог. 2003. № 42.
  9. Плешаков В. Веретена точены, веники мочены // Школьный психолог. 2004. № 10.



Все материалы из обобщения опыта (Ракова О. Ю.)


Категория: Ракова Олеся Юрьевна | Просмотров: 12377 | Добавил: Alexey | Теги: Ракова, тренинги, обобщение опыта | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Обо всем

Поиск по сайту

Основные страницы

Форма входа

Категории раздела

Гамастинов Салихжан Галимжанович [12]

Формирование личностных качеств воспитанников на основе идеи Казахстанского патриотизма, гуманизма и общечеловеческих ценностей
Волянская Валентина Николаевна [13]

Эстетическое воспитание детей на уроках хореографии
Слесарева Нина Александровна [12]

Сборник сценариев для организации досуга детей.
Шумская Алла Абдуловна [6]

Знакомство с животным миром Казахстана посредством диорамы
Зеленкова Лариса Владимировна [10]

Модель работы руководителя ритмики и бальных танцев с детьми от 3 до 9 лет
Ракова Олеся Юрьевна [10]

Система работы психолога дополнительного образования
Побиянская Элона Алексеевна [19]

Проблемы чистого интонирования в пении

Интересное

Презентация "Портфолио - Гамастинов С. Г."

Презентация "Портфолио - Побиянская Э. А."

Презентация - Проблемы чистого интонирования в пении

Презентация "Портфолио - Шумская А. А."

Презентация "Портфолио - Зеленкова Л. В."

Воспоминания ветерана ВОВ

Методический бюллетень